Как оказаться внутри картины
У современного российского режиссера Александра Сокурова есть уникальный фильм под названием «Русский ковчег». Его уникальность не только в том, что он снят одним дублем – а это уже само по себе кинематографический подвиг. Интересно другое – фильм вместил в себя все богатство Государственного Эрмитажа – одного из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира, со всеми его залами, экспонатами.
Ковчег, в данном случае — сам музей, сохранивший сквозь революции, потрясения и катаклизмы величайшее богатство русской и зарубежной культуры. С первой до последней минуты зритель вслед за камерой, не останавливаясь ни на минуту, словно в танце следует по бесконечным залам Эрмитажа, восхищаясь красотой и богатством собранных в нем экспонатов. Но и фильм — это тоже ковчег. Если представить на секунду, что этот музей будет случайно уничтожен, его богатство останется в этом фильме, который позволяет, сидя перед экраном, побывать в музее. Именно побывать – настолько сильно действует кинематографический прием, выбранный Сокуровым. Он смотрится уже не как кино, а как виртуальная экскурсия.
Недавно в Республиканском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей в Махачкале открылся виртуальный филиал Государственного русского музея. По сути это образовательный центр – комнатка, в которой расположены несколько компьютеров, проектор. Но самое главное — в программной начинке.
Для тех, кто никогда не имел дело с виртуальными экскурсиями, может показаться, что в музей нужно придти лично и посмотреть его экспонаты на месте. В этом есть своя правда – виртуальная экскурсия никогда не сравнится с реальным посещением музея. Но спешу предостеречь читателей от поспешных выводов. Те виртуальные экскурсии, с которыми вам, вероятно, приходилось сталкиваться в Интернете, – вчерашний день. Русский музей не зря назвал центр в Махачкале филиалом. На то есть основания. Это прежде всего уникальные программы, позволяющие окунуться в красоту и богатство музея. Специфика компьютерных программ, разработанных специалистами музея, такова, что адаптировать их для Интернета просто невозможно. Например, чего стоит одна только картина в 3D-формате. Представьте себе картину любимого художника Айвазовского, Саврасова, Врубеля, Куинджи, Иванова, которую вы можете посмотреть не только двухмерно, но и в глубине и в перспективе. Вы можете оказаться внутри картины, прогуляться мимо ее персонажей, заглянуть каждому в лицо, изучить детали. Возможности, которые предлагает Русский музей для изучения своей коллекции, просто фантастические.
Этот крупнейший музей русского искусства в мире находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть занимает пять зданий. В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.
Современный Русский музей – это крупнейший музей русского искусства в мире. Он находится в центральной части Санкт-Петербурга и представляет собой сложный музейный комплекс
Виртуальный филиал включает в себя медиатеку из более чем 300 программ, рассказывающих об истории русского искусства. Материалы в виде мультимедийных программ могут использоваться на занятиях по истории России, Санкт-Петербурга, русского искусства, от древнерусского до современного. Медиатека, с которой можно ознакомиться в одном из виртуальных филиалов Русского музея, включает в себя мультимедийные фильмы, интерактивные программы, печатные издания, созданные сотрудниками Русского музея на базе его художественных коллекций, охватывающих исторический период с X по XXI век.
Материалы медиатеки дают возможность каждому посетителю информационно-образовательного центра войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, узнать об истории создания и современной жизни Русского музея, посетить дворцы, входящие в уникальный архитектурный комплекс, побывать в залах, фондах и даже в реставрационных мастерских. В виртуальном филиале школьники откроют для себя известные и забытые страницы истории русского искусства, познакомятся с судьбами и творчеством выдающихся русских художников, соприкоснутся с проблемами художественного творчества.
Отдельного упоминания заслуживают программы, созданные для того, чтобы привлечь молодежь в музей. Например, создатели медиатеки придумали такой способ заинтересовать школьников — одну из знаменитых картин музея нужно собрать на экране компьютера из пазлов.
Хочется надеяться, что и дагестанские музеи – ковчеги нашей культуры и истории – пойдут по пути перемен в сторону новых технологий и создадут свои виртуальные копии, доступные каждой школе. И тогда, скажем, мельчайшие детали панорамы Ф.Рубо «Штурм аула Ахульго» в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой можно будет разглядеть, не выходя из дома или не выезжая из высокогорного села. Интерактивность, виртуальность – это неизбежное будущее всех музеев. И чем раньше мы в него вступим, тем быстрее будем следовать веяниям времени, которое не стоит на месте.