Как рок-н-ролл «хильнул» в Махачкалу


13 апреля – Всемирный день рок-н-ролла. А как обстоят дела с рок-музыкой в Дагестане? За информацией мы обратились в редакцию сайта «Дагестанские меломаны» (это частный некоммерческий ресурс, который ведут супруги Георгий и Мадина Труновы и группа их друзей-энтузиастов меломанов).
Исторический экскурс провела редактор сайта Мадина Трунова. Рок-н-роллом сейчас принято называть любую рок-музыку. И рок-н-ролльная, «роковая» жизнь Дагестана всегда была яркой, интересной и в чем-то даже знаковой для рок-музыки. Немногие знают, что свою легендарную песню «На службе силы зла» Виталий Дубинин, музыкант группы «Ария», написал во время гастролей в Махачкале в гостинице. Об этом рассказывает Трой Дилан в своей книге «Легенда о динозавре». Рок-группа «Тайм-аут» начинала свою деятельность в Махачкалинской филармонии. Или вот еще: после махачкалинских гастролей очень известная ленинградская рок-группа «Савояры» «увезла» с собой махачкалинского звукорежиссера Валерия Эюбова, который впоследствии создал свою замечательную группу «ВЭЛ».
Вообще Дагестан начиная с 70-х г. посетили с гастролями много исполнителей и коллективов, играющих именно рок-музыку. Тут, конечно, нельзя не отметить заслуги В.З. Путерброта, который изыскивал всяческие возможности для приглашения звезд. Тогда у нас побывал почти весь цвет рок-групп из демократических стран. Среди них весьма знаковые венгерские коллективы тех лет: «Пирамиш», «Хунгария», «Фонограф».
В конце 80-х-начале 90-х у нас побывали западная рок-звезда Ян Гилан — вокалист известной рок-группы «Дип Перпл» и множество советских рок-исполнителей. Приезжали «Диалог», «Савояры», «Ария», Борис Гребенщиков, «Тайм-аут», «Карнавал», «Гунеш», «Динамик».
Что интересно, советские музыкальные коллективы, которые в общем-то считались «мягкими» и к року отношения не имеющими, на гастролях в Дагестане и в целом на любой другой удаленной площадке звучали «роково», «жестко». Видимо, сказывалось отсутствие надзора, ну и, конечно, само желание музыкантов как следует «оторваться». — Артур Евдеев, махачкалинский меломан, рассказывал нам, как на концерте группы Стаса Намина сам певец выходил на сцену и начинал выделывать всякие музыкальные фокусы: играл на гитаре, закинув ее за голову, и даже играл зубами. И вот однажды некто Гарик, который сидел в первом ряду, в восторге завопил: «Стасик!!! Гитару в зубы и пошел!!!», а Намин улыбнулся и сказал: «Да, родной, да!» и стал играть. Кстати, в те годы, настоящие рокеры-меломаны на все концерты «хиляли», то есть пробирались бесплатно. Так было модно, — отмечает Мадина Трунова и после некоторой паузы продолжает. — Наверное, такое количество хороших рок-концертов и порождало у дагестанской молодежи интерес к рок-музыке. В Махачкале в 70-80-е годы почти при каждой школе, на предприятии, заводе были свои коллективы, играющие именно рок-музыку. Мальчишки создавали свои группы, которые затем обретали разную степень популярности. Даже мой муж Георгий в школьные годы был администратором школьной рок-группы «Сириус» — добывал для них разные музыкальные запчасти, договаривался о концертах и рисовал афиши (смеется).
«Карбюратор», «Северный Ветер», «Розовое Здание», «Плюс-Минус», «Фломастер», очень интересная, на наш взгляд, группа «Юнион», которую возглавлял Имрам Мусаханов, группа «Абсцесс» с Азизом Сулеймановым. И это – малая часть групп и звезд дагестанского рока разных лет.
Мадина Трунова также рассказала забавную историю, связанную с группой «Карбюратор», основателями которой были Руслан Зайнулин, Сергей Азизов и Николай Ломакин. Это была очень интересная и по тем временам технически хорошо оснащенная группа, можно даже сказать на одном уровне с западными коллективами. Они использовали на концертах различные музыкальные «примочки». Одна из таких — катушечный магнитофон «Нота», при помощи которого добивались так называемого эффекта реверберации, необходимого для качественного звучания аппаратуры. И вот однажды на их концерт явился тогда еще никому неизвестный Иосиф Пригожин (кто не в курсе — он тоже махачкалинец). Увидев работающий магнитофон, он стал «предъявлять» музыкантам то, что они «гонят фанеру». И музыкантам пришлось объяснять будущему корифею российского шоу-бизнеса что к чему.
Тогда в Дагестане каждый третий любил музыку, а за хорошими записями шли в студии звукозаписи, таких студий было очень много. Гапур Магомедович Акаев стоял у истоков культуры звукозаписи, работал в легендарной студии звукозаписи в Доме быта. Благодаря ему люди получали возможность слушать альбомы западных рок-групп, которых не было в официальной продаже на грампластинках. Еще одна интересная студия звукозаписи была на ул. Ленина, напротив Русского театра, в том самом «скворечнике», где сейчас расположилась какая-то «шаурмянная». Командовал там Пайзулла по прозвищу «Черчиль».
Меломаны, которые любили музыку в первоисточнике, на грампластинках, собирались на так называемой «пластиночной бирже», которая зародилась в 70-е на улице Ленина, а потом стихийно перенеслась на улицу Кирова, к памятнику. По воспоминаниям заядлых «биржевиков», жили они от воскресенья до воскресенья. Как они рассказывали, бывало там всякое: и драки, и пластинки друг у друга отбирали.
Такова история рок-н-ролльной жизни Дагестана, многие страницы которой нам еще предстоит открыть заново.
Статьи из «Культура»
Вода – это жизнь

Художник города

Тайна чести и таланта

Театр – это навсегда

Одежда для мечты

Ловить момент – это искусство

Жизнь, прерванная на взлёте

Наследие народа
