Купить PDF-версию
01:23 | 17 апреля, Ср
Махачкала
X

Как телетлинцы тимух спасают

Спросите любого телетлинца, да что там телетлинца, любого аварца, и вам скажут, что есть тимух для жителя гор. Это настоящий «дом» на плечах. Если на тебе тимух, никакие морозы не страшны.

Первое, на что обращаешь внимание, приезжая в Телетль (Шамильский район), как по заснеженным сельским улочкам к годекану спускаются мужчины в широких шубах и папахах. На улице –7 градусов по Цельсию, но они не ощущают холода. Укутанные в тимухи, сельчане могут часами обсуждать повседневные новости. Коснутся всего: и международной политики, и предстоящих выборов, и последних республиканских событий, и, конечно, обсудят очередной репортаж о родном ауле, снятом журналистами. Их в последнее время все чаще можно встретить в Телетле. А все потому, что с недавних пор здесь началась масштабная кампания по возрождению национального ремесла – изготовлению тимуха.

Идея реанимировать ремесло предков принадлежит выходцу из села Омару Джамалдинову. По его словам, сейчас в районе осталось всего два мастера, которые могут изготавливать овчинный тулуп тимух. Это люди в возрасте, оба – телетлинцы и, понимая, что от них зависит, будет ли жить ремесло в поколениях, готовы передать свой опыт молодым. Омар решил использовать навыки почтенных земляков и попросил их обучить ремеслу подрастающее поколение телетлинцев.

– Я много лет вынашивал эту идею и очень рад, что получил поддержку от Федерального агентства по делам молодежи, – говорит энтузиаст. – В моем детстве почти в каждом доме родного Телетля изготавливали тимух. Покупать тулупы приезжали из соседних сел, других районов Дагестана и даже из республик Северного Кавказа. Село процветало. Но спустя время мы столкнулись с тем, что тимух чуть было не ушел в небытие. Этого нельзя допустить. Не станет тимуха, мы, телетлинцы, потеряем не только важную для нас в быту одежду, но и часть культурного наследия нашего народа.

Свою идею Джамалдинов подал в виде проекта «Этностиль – как пример развития и возрождения культурных традиций» на Всероссийский конкурс грантов. В результате конкурсная комиссия выбрала его одним из победителей и выделила финансовую поддержку в 300 тыс. рублей.

Полученные средства Омар уже начал реализовывать. Им разработана методологическая база обучения: карты, схемы, пособия. В дальнейшем молодой человек планирует закупить необходимое оборудование и наладить дистанционное обучение ремеслу посредством видеоуроков. Конечная его цель – наладить в селе массовое производство овчинных шуб.

– В наших планах – осовременить традиционный тимух, – рассказывает Джамалдинов. – Сейчас он выглядит так, как его изготовляли на протяжении многих лет наши предки. Он довольно-таки тяжелый, в среднем может весить до 15 килограммов. Продумав все детали и изменив дизайн, мы хотим наладить производство легких тимухов, разнообразных по крою, таких, которые смело могут носить даже городские модники.

А пока тимух для модников и модниц только в проекте, в одном из помещений Телетлинской средней школы (именно здесь расположилась мастерская по изготовлению тулупа) мастер Магомед Иманшапиев проводит урок для мальчишек, обучающихся ремеслу.

– Изготовление тимуха – это большей частью мужская работа, так как для выделки шкуры нужна сила, – комментирует умелец. – Вначале шкуру очищают, затем помещают в специальный раствор – смесь сыворотки и кукурузной крупы. В таком растворе шкура становится мягкой, в последующем ее легче отделать, избавившись от лишнего жира. Тщательно вымытая овчина очищается от всего лишнего и доводится до белого состояния. В общей сложности на подготовку шкур уходит неделя, плюс-минус два дня. На изготовление одного тимуха затрачивается в среднем 7-9 шкур.

Таким образом, на стол к закройщицам (работа по сшиванию клиньев возлагается на женщин) попадают приятные на ощупь, с тщательно расчесанным мехом заготовки. Даже не верится, что между находящейся в углу обыкновенной бараньей шкурой весьма неприглядного вида и этими меховыми лоскутами есть что-то общее. Но Магомед Иманшапиев – потомственный мастер, знает все тонкости древнего ремесла и делает на первый взгляд невозможное вполне реальным.

Пока его ученики осваивают теорию, но в скором времени ребятам предстоит самим изготовить свой первый тимух. Дело не из легких, но они очень стараются и терпеливо повторяют все за мастером.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

24
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

40
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

91
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...