Купить PDF-версию
21:57 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X

Как завещали мудрецы

Чтобы быть мужчиной, мало им родиться: право называться настоящим мужчиной надо еще заслужить, считают в ауле Хучада Шамильского района. У них существует даже специальный обряд, корнями уходящий в историю народа, – обряд посвящения в мужчины. Что же он собой представляет? Сейчас узнаем.

Этнографы говорят: «Если хочешь найти неизведанный, сохраненный в своей аутентичности Дагестан, поезжай в горы. И не в райцентры, которые в большинстве своем походят на мини-города, а в затерявшиеся среди величественных вершин аулы». В истинности слов ученых убеждаешься, как только оказываешься в этом небольшом селе после более чем трехчасового пути по горному серпантину. Здесь люди не говорят о том, как надо жить, что надо следовать примеру предков, а просто делают это молча, как завещали мудрецы. Именно поэтому они и сумели сохранить старинный обычай родного аула. Да, может, сегодня он и претерпел под влиянием времени ряд изменений, но в целом сама суть его дошла до наших дней.

Обряд традиционно проводится весной, в апреле, в День первой борозды, среди ребят, достигших 14-15-летнего возраста. Возраста, как считают горцы, когда и начинается становление мужчины. Прошедшие все испытания обряда юноши получают право сидеть на годекане со взрослыми, принимать участие в решении каких-то важных для села вопросов и, самое главное, приобретают в обществе новый статус.

В этом году вступали во взрослую жизнь 11 юношей. Причем большинство из них живут и учатся не в родном ауле, а в разных концах республики. Но на традиционный праздник, по завещанию предков, их родители обязательно приезжают вместе с ними на родную землю. В итоге юные хучадинцы из Махачкалы, Кизилюрта, с. Темиргое и других населенных пунктов перестают быть малознакомыми друг другу людьми, становятся братьями. Древний праздник объединяет.

Каждый юноша, желающий называться настоящим мужчиной, должен пройти ряд испытаний, подготовленных старшими поколениями. Прежде всего они принимают участие в разных спортивных состязаниях. Это бег, прыжки, метание камня, армрестлинг и, конечно же, скачки: какой ты мужчина, если не можешь в седле усидеть?! Наравне с юношами в этих состязаниях участвуют и их отцы, которым предстоит доказать, что они достойные главы семейств, продолжатели славных традиций родной земли.

По рассказам старожилов села, в былые времена, помимо испытаний на проверку силы и выносливости, был у хучадинцев еще и экзамен, в ходе которого юноши, желающие доказать, что они готовы вступить во взрослую жизнь, должны были отвечать на самые каверзные вопросы старших. Спрашивали в основном об истории села, традициях и обрядах предков. Обязательно должны были юноши знать и историю своего тухума. Тот, кто лучше всех знал генеалогическое древо своего рода, был фаворитом. Не обходилось и без вопросов по части религии. «Пройти этот экзамен было сложнее, чем все остальное. К нему готовились тщательнее, чем к спортивным соревнованиям», – рассказывают аксакалы Хучады.

Сегодня экзамен в прошлом, но от этого обряд не перестал быть интересным и зрелищным. Во время состязаний в поддержку юношей доносятся подбадривающие и одобрительные возгласы: «Давай!», «Молодец!», «Бихинчи!».

Больше всего переживают женщины, чьи сыновья и мужья решили участвовать в древнем обряде.

– В этом году в обряде участвует мой сын Мурад. Переживаю, конечно, но и горжусь одновременно. Ведь сегодня Мурад получил право доказать, что он настоящий мужчина. Это большая радость для семьи, – говорит мама одного из участников Зульмира Исалмагомедова.

– Для вас важна победа или участие?

– Само участие уже имеет большое значение. Многие из хучадинцев уже не живут в селе, а сегодня, посмотрите, сколько нас здесь. На праздник все по обычаю съезжаются сюда, это очень важно. Наши дети узнают друг друга, общаются, между ними завязываются крепкие братские отношения. А победа – это не главное. Главное, чтобы победила дружба.

До начала соревнований все юноши думали так же. Но по ходу дела их накрыл спортивный азарт, и уже каждый пытается выложиться по полной, доказывая свою силу, выносливость. В конце фавориты подбрасывались в воздух, награждались денежными призами и огромными хлебными калачами в форме человеческой руки, круга или полумесяца, напичканными различными сладостями. Их, к слову, накануне праздника на все село по старой традиции наготовили мамы юношей. Дело это весьма хлопотное, но чего не сделаешь ради любимого чада.

Помимо сладких угощений, семьи юношей, пожелавших принять участие в древнем обряде, запаслись сушеным мясом. Пока шли соревнования, мясо было сложено и поделено поровну на всех жителей аула. В результате каждый получил свой кусок высушенной баранины или говядины.

Ну вот, спортивные состязания подошли к концу. По итогам всего круга испытаний определился фаворит – 15-летний Иса Исаев. Гордости родителей и всего тухума нет предела. Сам же юноша, хоть и рад своему триумфу, но зазнаваться и не думает.

— Тут главное – принять участие и показать на что способен. Я не считаю, что я лучше остальных моих земляков. Все выступали достойно, – поделился новоиспеченный мужчина Хучады.

Праздник, много лет объединяющий сельчан, в этом году снова прошел на ура. Но уже сегодня определись те, кого будут испытывать на силу и выносливость следующей весной. А это значит, что старинный обряд одного из древних аулов Дагестана продолжит жить в поколениях.

Похожие

Бей пахаря чаще – корень будет крепче!

38
Майсарат Мусаева – ученый-этнограф, изучающий мир...

Борозда длиною в год

79
Во время поездки на праздник первой борозды «Оц бан» среди туристов из Махачкалы увидел...

Оц бан къо – день, когда запрягают быка…

74
Все знают, что такое! Все любят Оц бан къо! Нет? Не...

Статьи из «Народные мотивы»