Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 08 декабря, Ср

Махачкала

Weather Icon

Застывшее время Фишбейна

Выставки
A- A+

Столько лет прошло, столько проторено дорог, столько покинуто за эти годы аулов… Но на картинах Леонида Фишбейна время застыло и будто никогда не было и не произойдёт никаких перемен. Гоор, Кахиб, Арани, Агвали, Бежта, Леваши, Акуша, Уркарах, Кубачи, Чох… Художник объездил весь Дагестан и запечатлел увиденное в картинах. И сегодня спустя много лет впервые они представляются в республике. В культурно-выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи проходит выставка «Кавказские дороги Леонида Фишбейна».

Имя неизвестного для многих дагестанцев художника открыла заместитель директора музея, куратор выставки Джамиля Дагирова. На её открытии побывал и сын художника – график и живописец Алексей Бобрусов.

Выставка состоит из шестидесяти работ. Джамиля Дагирова поблагодарила Алексея Бобрусова за трепетное отношение к творчеству отца и участие в организации выставки.

Гостям рассказали о жизни и творчестве Леонида Фишбейна, делились впечатлениями от картин, сравнивали, насколько изменились запечатлённые давным-давно художником места.

– Он любил Россию, Францию и горы. За Россию воевал и почти 70 лет, до самой смерти, проносил в шее немецкий осколок (врачи побоялись вынуть, так как могла отказать правая рука). Францию любил по причине своего рождения в 1909 году в маленьком городке под Парижем (теперь туда ходит метро). А горы – это была любовь всей жизни, любовь художника, любовь взаимная. Бродить по горам мой папа начал студентом архитектурного института. Первое путешествие по горам Кавказа едва не закончилось трагедией. Переходя бурную реку, не соразмерил свои силы с мощью реки. Его понесло течением, еле вылез – без вещей, без денег, с одним этюдником. С ним он и допутешествовал несколько недель, – вспоминал Алексей Бобрусов. – Эту историю папа любил рассказывать. Так с начала 1930-х начались его экспедиции в горы, из которых он привозил десятки акварелей, рисунков и работ маслом на картоне. Рисунки Карпат сменялись акварелями из Крыма, а потом всё чаще отец стал странствовать по Кавказу. В 1957 году несколько месяцев в Абастумани, в 1960-х – поездки в Баку и Тбилиси. В 1967 году папа взял меня с собой в серьёзное путешествие в Теберду, Домбай и через Клухорский перевал в Сухуми. Потом была чудесная поездка через Кутаиси, Зугдиди в Сванетию, где мы несколько недель кочевали по Нижней и Верхней Сванетии и наслаждались рисованием суровых башен и гор Местии и Ушгули (1968). А затем папа попал в Дагестан, влюбился в его народ, горы и архитектуру и остался верен ему до конца жизни.

На протяжении многих лет он ездил в разные районы, стараясь запечатлеть всё разнообразие, многогранность и уникальность каждого из них. Рисунки аулов сменялись на работах отца портретами колоритных жителей, пастели и наброски восточных праздников чередовались пейзажами горных высей. Каждое путешествие становилось открытием новых малоизвестных архитектурных шедевров этой сказочной страны. Аулы каждого района отличались друг от друга и архитектурой, и декором.

– Отец мечтал объездить весь Дагестан. На большой карте он отмечал те места, которые ему удалось увидеть, в которых он смог порисовать. Я восстановил этот список – это более 40 аулов и несколько городов. Папа нарисовал о Дагестане более 1000 работ – холсты, пейзажи маслом на картоне, акварели, пастели, рисунки и наброски. И вот, наконец, я собрал часть этих работ в альбом «Кавказские дороги Леонида Фишбейна» и представляю его вашему вниманию, – говорил он.

Леонид Давидович Фишбейн родился 29 апреля 1909 года во Франции в семье политэмигрантов. И во Франции, и в России, куда семья переехала в 1917 году после Февральской революции, его отец работал инженером. После окончания школы он до поступления в институт работал техником по строительству. С 1931 по 1937 годы учился в Московском архитектурном институте у профессоров Н. Я. Колли и А. В. Щусева. С отличием защитил диплом по теме «Стадион» (руководители – профессор Г. М. Людвиг и доцент Р. Я. Хигер). Одновременно с написанием диплома работал под руководством Г. М. Людвига над проектом для конкурса «Малоэтажный жилой дом».

После окончания института до войны работал в мастерских Моссовета и одновременно принимал участие в проектировании станции метро «Измайловский парк», руководил оформлением и благоустройством проспекта Мира от Колхозной площади до Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. На ВСХВ спроектировал и построил ряд павильонов и малых форм.

В 1941 году был направлен в Подольское пехотное училище, участвовал в боях за Москву. Получил звание лейтенанта, воевал под городом Ржевом в должности командира полковой роты противотанковых ружей 52-й стрелковой дивизии. После присвоения звания старшего лейтенанта командовал стрелковым батальоном. Был дважды ранен и контужен. После госпиталя служил на военном строительстве в Германии в должности старшего инженера-конструктора. Леонид Фишбейн награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также 13 медалями, в том числе «Ветеран труда». Он автор многих общественных зданий, архитектуры малых форм и парков столицы, реконструкции ЦУМа, крытого рынка, объектов зоопарка, выставок и музеев Москвы; один из авторов дизайна многих советских международных промышленных выставок и ярмарок за рубежом. Участник всесоюзных архитектурных конкурсов, на которых был неоднократно премирован.

Интересы Леонида Давидовича не ограничивались архитектурой. Каждое мгновение его жизни было насыщено разнообразным творчеством. Архитектурная работа чередовалась с живописью, рисунком, декоративно-прикладным искусством. Неутомимый путешественник, он из своих ежегодных поездок привозил сотни работ маслом, акварелью, рисунки фломастером, пастелью, цветными карандашами. География его пленэров была обширной: это и «Дунайская Венеция» – город Вилково; и Западная Украина с поразительными деревянными церквями; и Средняя Азия – Хорезм, Хива, Бухара; Прибалтика и Молдавия; это и БАМ.

В последние десятилетия Леонид Давидович увлёкся прикладным искусством. Он работал над декоративными тарелками, скульптурой малых форм, делал игрушки и ассамбляжи. Экспериментировал с разными материалами: металлом, деревом, пенопластом, комбинируя их в разных сочетаниях. Мастер прожил 101 год и, будучи даже в преклонном возрасте, не утратил интереса к искусству, творчеству. Продолжал участвовать в архитектурных конкурсах, рисовал, лепил, резал и печатал гравюры, сочинял, изобретал, начал работать над воспоминаниями и писал стихи.

Выставка в Национальном музее Дагестана продлится до 12 декабря.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Выставки»