Каждый кадр – фрагмент жизни
«Большие мастера живут вечно. И сегодня, снова удивляя и восхищая, Манаба объединила два кавказских народа, протянув культурные мосты между двумя своими родинами – Дагестаном и Грузией», – так говорят о фотовыставке выдающегося художника, мастера-ювелира Манабы Магомедовой в Музее истории города Махачкалы.
Искусствовед Татьяна Петенина называет эту выставку возвращением Манабы Магомедовой. Только возвращением не Манабы-ювелира, а Манабы-фотографа. «Не фотографом-любителем, бездумно щелкающим все подряд, не фотохудожником, ищущим в натуре наиболее выигрышные ракурсы, не фотокорреспондентом, бесстрастно фиксирующим события в соответствии с редакционным заданием, а серьезным этнографом, своеобразным летописцем эпохи, уже такой далекой, что мы в пылу всеобщей кампании по возрождению народной культуры почти забыли, какой же он, настоящий Дагестан», – говорит искусствовед.
Экспозиция, названная «Манаба Магомедова. Искусство фотографии/Дагестан и Грузия 1950-1970 гг.», объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в этот период. Сейчас этот богатый этнографический архив исторических памятников и портретов Дагестана и Грузии доступен к изучению.
В мае 2016 года эта выставка открылась в музее истории города Тбилиси. Спустя короткое время фотоработы Манабы примут участие в Международном фотофестивале «Kolga», который уже номинировал автора на приз А. Роинашвили. Уникальный фотоархив уже стал национальным достоянием двух народов. Сотни негативов прошлого века, лежавших в конвертах, обрели новую жизнь и еще не раз будут экспонироваться в галерейных выставочных и музейных пространствах. Сама художница всегда говорила, что у нее две родины.
«Горскими женщинами Манаба не устает любоваться: горянки, идущие с кувшинами за водой, работающие в поле, торгующие на местном базарчике, несущие на себе «хвороста воз», а вот горянка с люлькой за спиной, идущая с поля, а вот за ткацким станком, а вот пекущая хлеб – горские женщины не умеют быть праздными. И нет даже попытки идеализировать тяжелую женскую долю в горах, есть глубинное понимание основ народной жизни, глубокое уважение к этим людям, к стойкому приятию ими своей судьбы», – пишет о творчестве фотографа Татьяна Петенина.
По словам директора музея Заремы Дадаевой, эти фотографии представляют не только этнографическую и историческую ценность – это настоящее искусство. Монументальность и мастерство Манабы Магомедовой – в каждом ракурсе.
«Манаба не ищет эффектный ракурс, выигрышную позу, тем более никогда не делает постановочных съемок – слишком честна она была в любой работе. Каждый кадр – это выхваченный из потока времени и гущи народной жизни фрагмент, единственный и неповторимый, и потому ему веришь абсолютно. Ее героини никогда не позируют, нередко запечатлены с невыигрышной стороны: со спины, сбоку, низко наклонившимися, так, что лица не видно, но их закутанные свисающими до земли черными или белыми покрывалами монументальные фигуры, их естественные позы говорят нам больше, чем это могли бы сделать глаза и губы», – говорит искусствовед.
На выставке мы видим портреты, пейзажи, но фотограф снимала много бытовых деталей – посуду, утварь – то, чего сейчас уже нет, что осталось только в музеях. Все это может стать содержанием отдельной этнографической выставки. Как говорит художник, дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова: «То, что представлено на выставке, – всего лишь 10% из оцифрованного. Огромный материал еще остался на пленках и ждет работы над ним».
Никто и представить не мог, что Манаба – такой блестящий фотограф. И выставка открывает уже известное имя в новой ипостаси.