Купить PDF-версию
03:27 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
00:36 29.03.2017

Каждый кадр – фрагмент жизни

«Большие мастера живут вечно. И сегодня, снова удивляя и восхищая, Манаба объединила два кавказских народа, протянув культурные мосты между двумя своими родинами – Дагестаном и Грузией», – так говорят о фотовыставке выдающегося художника, мастера-ювелира Манабы Магомедовой в Музее истории города Махачкалы.

Искусствовед Татьяна Петенина называет эту выставку возвращением Манабы Магомедовой. Только возвращением не Манабы-ювелира, а Манабы-фотографа. «Не фотографом-любителем, бездумно щелкающим все подряд, не фотохудожником, ищущим в натуре наиболее выигрышные ракурсы, не фотокорреспондентом, бесстрастно фиксирующим события в соответствии с редакционным заданием, а серьезным этнографом, своеобразным летописцем эпохи, уже такой далекой, что мы в пылу всеобщей кампании по возрождению народной культуры почти забыли, какой же он, настоящий Дагестан», – говорит искусствовед.

девочки-за-рукоделием-кубачи-1960-е.jpg

Экспозиция, названная «Манаба Магомедова. Искусство фотографии/Дагес­тан и Грузия 1950-1970 гг.», объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в этот период. Сейчас этот богатый этнографический архив исторических памятников и портретов Дагестана и Грузии доступен к изучению.

В мае 2016 года эта выставка открылась в музее истории города Тбилиси. Спустя короткое время фотоработы Манабы примут участие в Международном фотофестивале «Kolga», который уже номинировал автора на приз А. Роинашвили. Уникальный фотоархив уже стал национальным достоянием двух народов. Сотни негативов прошлого века, лежавших в конвертах, обрели новую жизнь и еще не раз будут экспонироваться в галерейных выставочных и музейных пространствах. Сама художница всегда говорила, что у нее две родины.

«Горскими женщинами Манаба не устает любоваться: горянки, идущие с кувшинами за водой, работающие в поле, торгующие на местном базарчике, несущие на себе «хвороста воз», а вот горянка с люлькой за спиной, идущая с поля, а вот за ткацким станком, а вот пекущая хлеб – горские женщины не умеют быть праздными. И нет даже попытки идеализировать тяжелую женскую долю в горах, есть глубинное понимание основ народной жизни, глубокое уважение к этим людям, к стойкому приятию ими своей судьбы», – пишет о творчестве фотографа Татьяна Петенина.

тушинец-грузия-1964-65-гг.jpg

По словам директора музея Заремы Дадаевой, эти фотографии представляют не только этнографическую и историческую ценность – это настоящее искусство. Монументальность и мастерство Манабы Магомедовой – в каждом ракурсе.

«Манаба не ищет эффектный ракурс, выигрышную позу, тем более никогда не делает постановочных съемок – слишком честна она была в любой работе. Каждый кадр – это выхваченный из потока времени и гущи народной жизни фрагмент, единственный и неповторимый, и потому ему веришь абсолютно. Ее героини никогда не позируют, нередко запечатлены с невыигрышной стороны: со спины, сбоку, низко наклонившимися, так, что лица не видно, но их закутанные свисающими до земли черными или белыми покрывалами монументальные фигуры, их естественные позы говорят нам больше, чем это могли бы сделать глаза и губы», – говорит искусствовед.

На выставке мы видим портреты, пейзажи, но фотограф снимала много бытовых деталей – посуду, утварь – то, чего сейчас уже нет, что осталось только в музеях. Все это может стать содержанием отдельной этнографической выставки. Как говорит художник, дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова: «То, что представлено на выставке, – всего лишь 10% из оцифрованного. Огромный материал еще остался на пленках и ждет работы над ним».

Никто и представить не мог, что Манаба – такой блестящий фотограф. И выставка открывает уже известное имя в новой ипостаси.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

6
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

44
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

39
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

21
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...