Купить PDF-версию
02:02 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Каждый рисунок – история жизни предков

У всех в детстве были книжки-раскраски. Популярен этот вид печатной продукции и сегодня, причем есть такие раскраски и для нас, повзрослевших детей. Хотя многие из них одинаково хороши и для маленьких. Например, книжки-раскраски по мотивам всемирно известных картин. Разукрашиваешь и запоминаешь названия шедевров мировой живописи и их авторов. Помогает избавиться от накопившегося напряжения, отвлекает от мирских забот.

Нам в этом плане тоже есть чем похвастать, что рассказать и показать. И книги у нас издаются разные. Несколько лет назад появилась книжка-раскраска «Одежда народов Дагестана». Хорошая работа, поучительная. В ней через национальный костюм разных народов раскрывается история Дагестана. При подготовке издания за основу были взяты изображения из «Историко-этнографического атласа «Одежда народов Дагестана». К каждому рисунку прилагается черно-белый трафарет, остается только заполнить его цветом. Художник издания – М. Дибиров.

Недавно мне попалась еще одна книжка-раскраска. На сей раз оберег дагестанской культуры – кайтагская вышивка. Искусство древнее и неутраченное. Наши женщины знают много техник вышивки, и каждая дагестанка, пусть даже не умелица, наверняка что-то когда-то да вышивала. Но работы кайтагских мастериц удивительны. И не потому, что техника какая-то особенная, всё дело в рисунках, тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Каждый рисунок – история жизни предков. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми руками – отражение мужского и женского начала.

Народные фестивали прекрасны тем, что там всегда бывают представлены национальные ремесла, и люди, их представляющие, всегда угостят вкусной историей. На одном из таких праздников мастерица рассказывала, что в истории кайтагской вышивки был период безвременья. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все полотна и увез их к себе на родину. А потом в Лондонском выставочном зале прошла выставка, посвященная искусству кайтагских мастериц. Роберт Ченснер выпустил книгу с иллюстрациями полотен. Книги и вышитые полотна мастериц увидели жители Рима, Стамбула, Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Их работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. Образцы текстильного искусства есть и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и, конечно, в дагестанских музеях.

Книжка-раскраска с изображением кайтагской вышивки выпущена Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. Авторы — П.Р. Гамзатова, Э.М. Магомедова, художник – Т.А. Зиновьева.

– Самые распространенные виды вышивок – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Трудно найти народ, который бы не украшал свою одежду и предметы быта вышивкой. Есть характерные виды вышивок – славянская или чувашская. Специфическим видом дагестанской национальной вышивки является кайтагская, названная по местности, где ее первоначально обнаружили, – поясняет Патимат Гамзатова. – На шелковом или хлопчатобумажном полотне вышиваются узоры шелковыми нитями. Используется особенная, нигде не встречающаяся техника, шелк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что кайтагская вышивка использовалась в качестве оберегов. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза. Во время свадебных церемоний в вышивку заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга. Мастерицы могли и фантазировать, часто обращались к образам и мотивам турецких, иранских и даже китайских тканей, вышивок, ковров, к орнаменту каменных резных стел или нанесенному на деревянные изделия. В общую композицию кайтагской вышивки зачастую вплетаются маленькие стилизованные изображения животных (жирафов, слонов, тигров…) или арабских надписей.

Авторы издания предлагают маленьким читателям и художникам познавательное путешествие в мир кайтагской вышивки.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

47
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

40
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

39
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

75
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

96
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...