Купить PDF-версию
15:44 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Кийиз валяли сообща

Марита Мугадова, директор РДНТ
Выпуск - 2018 № 52
119

На площадке Дагестанского художественного училища им. М. Джемала состоялся мастер-класс по изготовлению войлока «кийиз». В нем приняли участие специалисты культурно-досуговых учреждений 7 районов, Бежтинского участка, гг. Избербаша, Каспийска, Махачкалы, Хасавюрта, а также преподаватели столичных детских школ искусств.

Первый мастер-класс, организованный Республиканским домом народного творчества совместно с художественным училищем им. М. Джемала и отделом культуры Ногайского района, посвятили войлочному производству.

Раньше практически в каждом селе были мастерицы, изготавливающие войлок, являвшийся необходимым атрибутом горского быта. Особое развитие войлочное производство получило у ногайцев, и это не случайно, ведь основным занятием кочевого народа являлось скотоводство. Поэтому обработкой шерсти занимались повсеместно. Войлок использовали в качестве теплоизоляционного покрытия для юрт в суровых условиях степи, а также для защиты от палящего зноя.

По словам искусствоведа Татьяны Петениной, необходимо приложить все усилия, чтобы этот вид искусства не исчез с культурной карты Дагестана, поддерживать его различными формами и идеями.

Мастер-класс проводила преподаватель ДШИ им. С. Батырова Ногайского района Алтын Акбердиева, а ее ученица Салима Баймурзаева демонстрировала свое мастерство.

Как отметила Алтын Акбердиева (на снимке), валяние войлока является одним из самых древних способов изготовления текстиля. В конце XX века современные технологии и материалы помогли по-новому взглянуть на этот процесс и способы использования войлока. Сегодня в нашем распоряжении есть множество натуральных и искусственных волокон, дающих неограниченные возможности для дизайна изделий из войлока. Разнообразные виды шерсти и их сочетания позволяют получать любые войлоки: от нежных и тонких до плотных и объемных.

У ногайцев юрта называется «терме». Это одно из древнейших видов передвижного жилища, получившее широкое распространение в среде кочевых народов и сохранившее древнюю форму до наших дней. В произведениях устного народного творчества упоминаются изделия прославленных мастеров войлока. В эпосе «Эдиге» сказано: «Ты украсил шатер свой коврами с мягким ворсом». Женщин, занимавшихся изготовлением войлока кийиз, называли «исли» (мастерица) или «йслибийке». Однако войлоки для покрытия юрт с наружной стороны длиной до 5-6 метров валяли мужчины.

Войлок валяли не только из овечьей шерсти, но и из верблюжьей, который был тоньше и использовался для изготовления мужского головного убора – баслыка. Из него же изготавливали теплые одеяла для младенцев.

В XXI в. производство войлока сохранилось в Ногайском районе в селе Кунбатар. В школе искусств имени С. Батырова в Терекли-Мектебе обучают детей изготовлению изделий из него. По словам А. Акбердиевой, в студии народных промыслов обучаются около 100 девочек. Не сковывая творческую инициативу учителей, программа мастер-класса предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.

Мастерица из Бежты Назипат Абдурашидова на этот раз оказалась среди зрителей и с неподдельным интересом наблюдала за работой своих коллег по цеху. Она много лет вяжет «гака» – оригинальную обувь жителей высокогорного Бежтинского участка. «Вязаная обувь, исходя из орнамента, делится на мужскую и женскую. Но самые нарядные – это вязаные сапоги для невест. В последнее время нас просто заваливают заказами. Интерес к народным изделиям очень вырос. Сегодня в нашей студии в Центре традиционной культуры ежегодно обучаются по 4-5 девочек. Это дает надежду, что старинное рукоделие бежтинок не будет забыто», – отметила Назипат. Она выросла в семье потомственных мастеров, многие ее родственники прекрасно вязали, шили.

В этот же день прошел мастер-класс по росписи на ткани в технике «холодный батик». Его вела заслуженный работник культуры, член Союза художников, преподаватель Лариса Юсупова. Она продемонстрировала свои умения и навыки, рассказала о тонкостях нанесения краски на ткань и выборе материала и красок для рисунка.

Подобные мастер-классы по разным видам народных промыслов и ремесел будут проходить в течение года в рамках реализации плана Межведомственного совета по координации деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

21
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

27
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

44
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

34
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

73
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

43
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

89
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

37
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

73
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

88
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...