Купить PDF-версию
X
10:39 30.12.2010

Китайский фарфор в Махачкале

Фарфор, как мы знаем, приблизительно в VI в. изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достиг в XV и XVI веках, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попало в Европу. Позже производство фарфора освоили японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веках голландцы, захватывая их с собой по водному пути.

Черепок японского фарфора по качеству уступал китайскому, но декор его был значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Попадая в Европу с начала XIII в., восточный фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Большой интерес к восточному фарфору в Европе поддерживался еще и легендой, якобы китайский фарфор способен обнаружить присутствие яда в еде. В Европе пальма первенства в фарфоре принадлежала немцам. В марте 1709 г. благодаря алхимику Иоганну Фридриху Бетгеру был раскрыт состав настоящего твердого фарфора. После дополнительной проверки с участием специальной комиссии в январе 1710 г. в городе Мейсене было открыто производство этого благороднейшего и наиболее совершенного вида керамики.

Дагестанский музей изобразительных искусств обладает богатой и разнообразной коллекцией фарфоровых изделий — разнообразной по времени производства, по школам и стилю. В музейной коллекции представлен и известный во всем мире севрский (французский) фарфор. Это произведения XVIII – XIX вв. Во Франции фарфор начали производить еще в 1673 г. в Руане и в Сен-Клу в 1702. Но в этот период он был мягким. Мягкий фарфор не считался совершенным, т.к. жароустойчивость и крепость его намного ниже настоящего твердого фарфора, хотя мягкий фарфор прозрачнее и его цвет нежнее, иногда почти сливочного тона. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему пример изделия старого Севра, который со второй половины XVIII в. приобретает все большую известность. А в эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции.

Рассматривая музейную коллекцию: тарелки, чашки, блюдца, набор для пряностей из 4-х предметов, чернильницу, чувствуешь особую тонкость и рафинированность севрских изделий. Среди столовой посуды этого завода особо выделяется глубокая тарелка из «Бирюзового с камеями» (на снимке) сервиза Екатерины II. Тарелка имеет голубой цвет. В декоре большое внимание уделялось краскам фона. Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная, королевская – синяя, которая использована в данном сервизе. Украшена тарелка позолотой, цветочными гирляндами и вензелем императрицы в центре зеркала (лицевой поверхности дна). По бортику как своеобразная дань классицизму расположены медальоны, имитирующие разные античные камни-камеи. Этот десертный сервиз был заказан императрицей в 1775 г., исполнен в 1778-79 гг. Специально для него были созданы новые формы. Состоял он из 744 предметов. Над его отделкой работали позолотчики и живописцы, такие известные мастера, как Дюплеси (королевский ювелир), Фальконе и Буазо. По технике он стоит выше всего, что дала Севрская мануфактура в этот период. Особенно хороша позолота, покрытая тонкой гравировкой, а также живопись цветов и медальонов, которых по несколько на каждом предмете.

Особого упоминания заслуживает еще один экспонат – настольная чернильница, состоящая из 3-х предметов: чернильный прибор с крышкой. Тонко расписанный гирляндами цветов и золоченым орнаментом по бирюзовому фону. Рельефное подножие переходит в дерево с дуплом и птицей на ветке. Подножие вмонтировано в бронзовое основание с двумя декоративными ветками из золоченой чеканной бронзы.

Фарфоровые изделия давно уже перестали быть предметами роскоши, доступными только привилегированным слоям общества. Но уникальные предметы, созданные столетия назад и имеющие историко-художественное значение, хранятся в музеях.

Статьи из «Культура»

Мастер, увековечивший эпос

1
В древнем селении Ахты, что в сердце Южного Дагестана, произошло событие, которого ждали...

Оружейных дел нюансы

1
Саид Саидов (на снимке) работал в инструментальном цехе, познавая секреты этого мастерства....

Душа горца

1
День оружейника – еще один особый день в нашем календаре. Конечно, наша республика не...

Кукольная история от Жанны Меджидовой

2
Взгляд выхватывает ироничную улыбку «великого...

Зурнач, ставший народным поэтом

4
В этом году исполняется уже 50 лет как ушел из жизни...

С песней в сердце

3
В читальном зале Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова с 20 сентября 2025 г. будет...

Неповторимый мир волшебства Юсупа Магомедова

6
Когда-то итальянский художник и ученый...

В поддержку СВО

5
В Кумыкском театре им. А. Салаватова прошел благотворительный концерт автора и исполнителя...

Большая дружная семья

5
Благотворительный праздничный концерт «Дагестан – мой край родной» состоялся 15 сентября в...

Хранитель народных традиций

6
В Курахском районе есть село Икра, знаменитое своими ремесленниками, оружейниками. Развито...

Взрывайтесь, гормоны радости!

94
Среди необычных праздников в мировом календаре найдутся особые даты для заядлых сладкоежек....

Армянская классика на дагестанской сцене

46
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...