05:00 | 21 сентября, Пт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Классика и модернизм

1 2
A- A+

Имя Али-Гаджи Сайгидова (на снимке) широко известно в нашей республике и за её пределами. Он скульптор от Бога, выросший на классических традициях, идущих от античности, а также испытавший влияние модернизма. Его мемориальные композиции и камерные произведения углубляют наши представления о дагестанской пластике.

Али-Гаджи родился в 1948 году в знаменитом селении Салта Гунибского района в семье учителя. После окончания службы в армии учился в художественном училище им. М. Джемала, некоторое время преподавал там же. В последующем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, где под руководством академика, профессора, народного художника СССР Вениамина Борисовича Пинчука окончательно сформировались его эстетические взгляды и редкостный талант ваятеля. В 1982 году Али-Гаджи был принят в Союз художников СССР.

Выставки его произведений проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике, Ростове-на-Дону, Баку, Ташкенте, Махачкале. Али-Гаджи – заслуженный художник Дагестана и России, лауреат государственных премий республики, в 1989 году получил серебряную медаль на биеннале Прикаспийских республик за скульптуру «Трагедия Сабра и Шатилы» (Баку), посвящённую трагедии Палестины.

Среди его произведений памятники

С.-С. Казбекову (с. Батаюрт), павшим медикам (Махачкала), Имаму Шамилю (с. Гимры), поэту О. Батыраю (Избербаш), Герою Советского Союза М. Гаджиеву, русской интеллигенции (Махачкала), «Белые журавли» (с. Цада), И. Казаку (Махачкала), генералу М. Танкаеву (Махачкала,), У. Черкесову, профессору А. Магомедову, обелиски в честь 200-летия Н. И. Пирогова (с. Салта), генералу А.Н. Чеченскому (Псковская область, район Беженицы), мемориальные комплексы Героям трёх войн (с. Салта), «Аллея имамов» (с. Гимры), горельефы Имаму Шамилю (Махачкала), «Рыбаки Каспия», классикам дагестанской литературы (на фасаде Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова), Р. Гамзатову (на въезде на Гунибскую ГЭС).

Произведения Али-Гаджи Сайгидова хранятся в дирекции художественных выставок Минкультуры России (Москва, Художественный фонд России), ДМИИ им. П. Гамзатовой, частных коллекциях. Будучи одним из оригинальных мастеров нашего времени, Али-Гаджи избегает расхожих тематических и интерпретационных образцов, присущих официальному искусству, для него характерна новая интерпретация традиционных тем.

Я решительно против взглядов тех, кто подлинно реалистическое искусство считает прямолинейным, примитивным. Разве можно считать примитивными, к примеру, реалистические творения Огюста Родена «Граждане Кале», «Мыслитель» или созданный им же в романтическом ключе памятник «Вечная весна»? Одновременно пытаюсь понять абстрактные произведения модернистского искусства, а оно у Али-Гаджи занимает значительное место. Обращаясь в мир вещей, символов, абстрактных форм, это искусство словно обретает творческую свободу и вызывает у человека потребность домыслить тот или иной образ. Домысливание может быть разнообразным в зависимости от названия пластики, здесь сказываются жизненный опыт, сила воображения человека.

В этом плане Али-Гаджи Сагидов создал произведения, содержащие трагическую страстность и глубокое философское звучание: «Христос и грешники», «Распятие», «Троица», «Афганская трагедия», «Трагедия Сабра и Шатилы», триптих «Палестинская трагедия», «Скорбящая», «Скорбь», «Реквием» и многие другие. Как видим из названий этих произведений, они навеяны трагическими событиями, произошедшими у нас и за пределами нашей страны, и пронизаны чувством глубокой скорби. Выполнены они в гипсе, бронзе, сплаве с использованием разных побочных материалов.

Искусствовед Е. Алексеева в своё время писала в «Дагестанской правде», что «скульптура требует не только специальной подготовки, но и большой работы души, особенной внутренней чистоты и бескорыстия». Эти качества, по её справедливому мнению, присущи творениям Али-Гаджи. Одним из замечательных образцов такой пластики является памятник Ирчи Казаку, выполненный в нетрафаретной, оригинальной манере.

Обычно бюсты, памятники в рост историческим деятелям, поэтам у нас устанавливают на высоком постаменте. Али-­Гаджи отобразил И. Казака в национальной одежде, папахе, сидящим на выступе могучего дерева, видимо, олицетворяющего идущие от народа истоки его таланта, опирающегося локтем правой руки на вертикально стоящий кумуз. Правый рукав его кафтана слегка засучен, словно поэт собирается играть. В передней части постамента представлен отрывок из стихотворения о злодеяниях князей в переводе профессора ДГУ К. Ханмурзаева.

Путь Али-Гаджи не был столбовой дорогой, усыпанной цветами, ему пришлось пройти сквозь многие тернии, чтобы добиться признания своих несомненных заслуг. Сегодня он полон творческих сил, в настоящее время скульптор завершает монументальный памятник «Матери Дагестана», который будет установлен на площади Ленина в Махачкале. На днях ему исполняется 70 лет. В преддверии юбилея мы желаем ему крепкого здоровья и новых свершений во благо дагестанского искусства.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Культура»