Клятва и присяга горца
Все дела - личные и общественные - решались на основе адата и шариата. По адату каждый горец имел право сам расправляться с обидчиком. А за преступление, касающееся всего общества, наказывал джамаат по адату или шариату - в зависимости от тяжести преступления. Исключительное значение в регулировании конфликтов имели клятва и присяга.
Дагестанец клялся на Коране. Этим самым доказывалось то, что он говорит только правду: не убавляя и не прибавляя ничего, — держа ответственность перед Всевышним в Судный день.
В Дагестане распространение получили четыре вида присяги: адатная, шариатская, кебинная и очистительная.
К принятию присяги по адату приглашали самых почетных жителей села. В суде по адату решались дела, связанные с нарушением собственности и общественных мероприятий. Каждый участник конфликта давал присягу публично в свою защиту. Имел право выставить и свидетелей.
Изобличенный в лжесвидетельстве подвергался денежному штрафу, соразмерному цене оспариваемой вещи или объекта; подвергался аресту или телесному наказанию. После этого его показания не принимались. Если мужчину уличали в лжеприсяге на Коране, то семья распадалась.
Присяга по шариату давалась на Коране и допускалась только именем Всевышнего. Присягу принимал имам или мулла. По шариату решались все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства и других гражданских исков.
Самой щепетильной считалась кебинная — на святости брака с женой — присяга. Если показания присягателя оказывались ложными, то брак признавался недействительным.
Очистительная присяга давалась, если имелись сомнения в отношении вины одного из родственников, на которого падает обвинение. Если же один из соприсягателей отказывался подтвердить присягой виновность подозреваемого, то он считался оправданным. Очистительная клятва давалась и в тех случаях, когда решались межаульные дела.
Письменные документы доказательствами не считались. Правовую основу они получали только после подтверждения свидетелями присягой.
Использовался маслиат как форма согласительного суда. К нему прибегали по гражданским делам, когда стороны не были удовлетворены решением суда по адату и шариату. Маслиатские решения принимались устно и закреплялись специальной записью.
Для рассмотрения дел особой важности опирались на посредничество. В нем участвовали самые авторитетные люди и духовные лица.