22:25 | 17 ноября, Пт

Махачкала

17.11.2017
1EUR70.7040Руб-0.4681
1USD59.9898Руб-0.2592

Коллективный портрет горца

A- A+

Еще совсем недавно лишь немногие горцы жили в городах, а теперь все больше жителей горного Дагестана переезжают на плоскость. Для части из них это оборачивается утратой своего национального и культурного своеобразия. Выставка-проект «Дагестан. Портрет нации», открывшаяся в Музее истории города Махачкалы, – это зеркало, в которое должен отважиться взглянуть каждый дагестанец, пока не еще стало совсем поздно.

В экспозиции перед нами галерея благородных лиц, за каждым из которых судьба целого рода, красота и монументальность аулов и башен. «Они вызывают чувство национальной гордости и одновременно чувство вины за утраченное и невозвратное: уникальную дагестанскую горскую архитектуру, за отторжение от народного костюма и фальсификацию его элементов, за незнание родного языка. И не только за них», – говорит автор и куратор проекта, директор музея Зарема Дадаева. 

Временной период снимков – вторая половина XIX-начало XX веков. Посреди традиционно небольших старинных фото огромные, во всю четырехметровую высоту стены фотографии наших предков. Стеллы, доминанты, как называет их Дадаева, расставляют в выставке задуманные акценты. Словно через увеличительное стекло они укрупняют личное фото до масштабов республики.

Фотографии самые разные – как парадные, так и снятые в естественной обстановке. Ученый-арабист Абусупьян Акаев – средоточие мудрости и спокойствия, кубачинцы в Париже, жена Казикумухского хана, старик, дидоец в кожаной одежде и шубе. Эти лица кажутся сейчас недосягаемыми в своем благородстве, чувстве достоинства, чести, внутренней дисциплины. Так сложно представить их в сегодняшних реалиях. Например, меценат Даитбек Даитбеков, на деньги которого была построена железная дорога, соединившая Порт-Петровск и Темир-Хан-Шуру. Его большой портрет в модном светском костюме сразу привлекает внимание на выставке. Это был грамотный, одаренный человек, строил мосты, старался быть полезным для своей земли. И таких передовых людей, учившихся в том числе в университетах Европы, Москвы и Петербурга, в Дагестане было немало.

 «Дагестан. Портрет нации» – это опус магнум Заремы Дадаевой. За проектом стоят 10 лет ее работы по сбору фотоматериала, годы командировок, множество писем, договоров и обязательств, немалые личные средства, уплаченные за оцифровку фотографий в музейных архивах России, Грузии, Нью-Йорка. Кроме того, это еще и самый личный проект Заремы Дадаевой. «Это гордость за старый Дагестан и одновременно боль. Такое воззвание к нашим народам, проснуться и спастись от деградации и потери собственной ментальности», – говорит куратор. 

Сегодня в приоритете – урвать побольше для себя, не думая о других, построить несколько домов, купить супердорогую машину. Новые ценности пришли на смену великой культуре. Еще одно-два таких поколения, одержимых штампованными ценностями, и от былого уникального горца останутся только воспоминания, как и о большой культуре, которой не останется. Дагестанец сотрется, словно по нему прошлись наждачной бумагой. Станет сиротой без языка и племени. «В диалоге культур сегодня важен сильный собеседник. Тот, кто сохранил, несмотря на глобализацию, неповторимую народную культуру», – уверена З.Дадаева.

«Массовая миграция горцев на равнину за последние два десятилетия привела к деформации менталитета горца, к утрате его лучших качеств, исторически сформированных в суровых реалиях, где существовали закон, обязанность, ритуал и высокий дух», – говорит куратор. 

В книге известного кавказоведа Юрия Карпова «Взгляд на горцев. Взгляд с горы» есть такие слова: «Чувство собственного достоинства так сильно развито у горцев, что иногда незначительный, казалось бы, промах в их этикете, физическая неловкость и случайный неприличный поступок доводят их до крайнего отчаяния, и нередко в подобных случаях горцы предпочитали погибнуть от собственной руки, чем краснеть перед знакомыми».

3.jpg

Самые интересные фотографии поступили из собраний ведущих музеев России и мира. Но проект стал по-настоящему общенародным. Значительная часть проекта и одна из самых важных составляющих – из семейных архивов дагестанцев. Объявления о сборе фотоматериала давались во все республиканские газеты, и отовсюду, с самых дальних уголков Дагестана приезжали люди и привозили фотографии своих предков. Каждую музейщики сканировали, описывали, атрибутировали, возвращали эти драгоценности обратно людям. Эта работа продолжается непрерывно.

4.jpg

Собрано около 1500 фотографий. 300 представленных на выставке – только вершина айсберга. В планах автора проекта выпуск масштабного издания, куда войдет большая часть собрания. 

Выставка открылась летом, когда культурная жизнь замирает. И многие ее еще не видели. Поэтому масштабный проект будет открыт для посетителей беспрецедентно долго – до ноября. Справедливо и то, что такая выставка заслуживает постоянной экспозиции в отдельном зале в республиканском музее. Но и сегодня самые разные посетители бывают поражены, едва переступив порог выставочного зала музея. Первая реакция – вздох удивления и восхищения этими людьми гор, жившими больше ста лет назад. Восхищение и непреодолимое желание дотянуться до этой, уже почти недосягаемой высоты. 

Статьи из рубрики «Культура»