Купить PDF-версию
08:06 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
08:08 02.03.2021

Козлики, ослики, свистульки

Собирайся, народ! Повозка едет, в ней игрушки для детей, кувшины для взрослых. Везет их не Дед Мороз, а мастер из знаменитого селения Балхар.

Говорят, первыми изделиями, сделанными из глины в Балхаре, были именно игрушки, точнее свистульки. Ими продавец сигнализировал народу, что везет товар. Впрочем, то же самое происходит и сегодня в наших дворах, только везут не глиняные изделия, а что-нибудь съедобное.

А на пути мастера ожидала опасность в виде маленьких разбойников: озорные мальчишки закидывали повозку камнями, кувшины разбивались. И тогда мастер решил задобрить детей подарками – он раздавал им свистульки, и те оповещали всему селу о повозке с изделиями.

А, возможно, это был и не мастер вовсе, а муж мастерицы. Ведь в основном с керамикой работали женщины, а мужчины вывозили товар на продажу или обмен. Но есть в Балхаре такая легенда, в которой история старинного ремесла начинается именно с мужчины. Каждый местный житель расскажет о человеке по имени Калкучи и всегда добавит, что он научил балхарок творить из глины.

Итак, в давние времена, когда некий Калкучи пас стадо, он увидел, как дети на берегу озера возятся с глиной, лепя из нее игрушки. Калкучи попробовал из этой пластичной массы вылепить различные фигурки. Освоив навыки, он научил этому ремеслу местных жителей, но красиво выходило только у женщин. Так по легенде и зародился гончарный промысел в селе.

Фигурки сказочных зверей и птиц делали в старину не только для развлечения детей, но и в качестве оберега. Ослики, козлики, барашки, птички, люди – сегодня балхарские мастерицы изготавливают разные игрушки-сувениры, которые расходятся по всей стране и даже по заграницам.

Ученые рассказывают, что с глиной в Дагестане начали работать еще в древности. Самые ранние черепки, которые находят при археологических раскопках, датируются VI-V тысячелетиями до нашей эры. Части этих керамических изделий имеют довольно аскетичные формы и не отличаются изяществом, однако с течением времени гончарное дело совершенствовалось. К III тысячелетию до н.э. появился гончарный круг и был существенно усовершенствован процесс обжига, что сказалось на керамике. К I тысячелетию до нашей эры стали производить крупные сосуды для хранения масла, вина и зерна. В период раннего Средневековья в Дагестане уже сложились известные нам основные центры гончарного мастерства: Балхар, Джули, Кахуль, Эндери, Сулевкент, Испик. С приходом арабов в VII веке обработкой глины стали заниматься гораздо активнее, начала развиваться международная торговля.

Игрушки со странностями

Присаживайтесь поудобнее и готовьтесь переместиться еще на сотни лет назад. Послушаем, во что играли наши предки.

Будем восстанавливать вместе со старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, кандидатом исторических наук Майсарат Мусаевой прошлое народных промыслов, сохраняя подробности того, как, например, изготавливали игрушки из… Впрочем, не станем торопить события. Возможно, эти игрушки не совсем придутся вам по душе. Но они, однако, помогут понять, как народные игры формировали воззрения людей, их религиозные верования и еще много чего расскажут об этнокультурных взаимосвязях, позволят наглядно ощутить историческое прошлое многонационального дагестанского народа. В одном из прошлых номеров «ДП» этнограф рассказывала о самых странных игрушках, найденных в горах. Первой игрушкой ребенка была погремушка. У наших прабабушек и прадедушек имелось свое представление о ней. Ее делали из… мочевого пузыря козы или барана. Вначале его тщательно промывали, закидывали горсть зерен, надували и сушили. Это был самый распространенный в те времена вид погремушки. Пузырь в дуэте с зернами, если можно так выразиться, издавал радостные для дитя звуки, а взрослые еще и верили: шум отгоняет от ребенка злых духов, демонов и прочие вредоносные силы.

Еще одной самой любимой и популярной игрушкой был мяч. Традиционный тогда мяч имел далеко не привычный ныне вид. Дети играли с мочевым пузырем… быка. Конечно, прежде его хорошо мыли, сушили обязательно в тени. Для детей постарше мячом служил тугой клубок из прошитых кусков овчины. Были и войлочные мячи из отходов овечьей шерсти.

Да, необычно. Но ведь и сегодня нередко можно увидеть, как мальчишки с азартом гоняют пустую консервную банку. Был бы интерес, а с чем играть – не столь важно.

Игра в «рога»

Майсарат Мусаевой всегда есть что рассказать о детстве, каким оно было, когда нас не было. Наверняка вы уже видели на картинах или в музеях, как обустраивалась сакля – в полнейшем минимализме, только самое необходимое. Итак, мы в горской сакле времен позапрошлого столетия, где имелся только необходимый набор домашней утвари. Но какой бы маленькой ни была комната, в ней всегда отводилась территория для детских игр. В основном игрушками были миниатюрные копии предметов домашнего обихода: поставцы, мерки, скалки, сито, ложки, серп, коса, мотыга, лопата, топор… Такие игрушки хозяйственного назначения ковались кузнецом или изготавливались мастером резных дел по дереву. Впрочем, деревянные предметы чаще делал дедушка, нежели отец, который был занят отходническим промыслом.

– Первым делом стародавние дагестанские игры воспитывали из девочек хороших домохозяек, из мальчиков – крепких воинов. Мальчишки носились по улочкам верхом на лошадке – обыкновенной палке, зигзагами рассекали воздух деревянным кинжалом, за спиной у них висел колчан, на плече – лук. Горские девочки играли в куклы – они были глиняными, деревянными, тряпичными, набитые пухом, украшенные вышивкой, имитирующей нагрудные серебряные украшения, без которых женский наряд многих народов Дагестана был немыслим. Куклой могли быть и перевязанные прутики, на которые надевали импровизированное платьице или черкеску. Такие куклы, сделанные детьми, при всем кажущемся примитивизме отличались творческой фантазией. Особую категорию составляли куклы, изготовленные из муки, – рассказала этнограф.

А когда наступала пора заготовки мяса на зиму, массового забоя скота, дети играли в «рога». Они сражались рогами, насаженными на палку. Надо было выбить из рога кость. За этим весельем наблюдали родители, радовались и восхищались ловкостью своих детей.

Статьи из «Культура»

Махачкала живет в песнях

26
Махачкала помнит время, когда раз в месяц по субботам в Национальной библиотеке им. Р....

Гомер из Ашага-Стала

133
В мае 1869 года в Южном Дагестане в лезгинском ауле Ашага-Стал у крестьянки, брошенной...

Жизнь в моменте

19
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

Русская палестинка

26
Ее украшения из бисера и полудрагоценных камней мне показала подруга. Я смотрела и не могла...

Дагестан: такой разный

51
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи представил выставку «Мой Дагестан» в...

История в картинах

191
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Другой кIаз Беллы Кишевой

13
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

40
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...

Влада Алешина: «Жду своей роли»

260
Много неприятностей принес ковид, но иногда случаются и...

Искусство реальности

149
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Научиться жить по-чеховски

11
Прошло 120 лет, как ушел из жизни русский писатель, выдающийся классик мировой литературы...

Масленица пришла!

32
«Ура, Масленица пришла!» – именно так встречают старинный русский праздник пробуждения...