Купить PDF-версию
12:00 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Красота времени неподвластна

Народные фестивали прекрасны тем, что на них всегда бывают представлены национальные ремесла и люди, создающие прекрасное, всегда угостят вас вкусной историей.

Магия вышивания

На одном из таких праздников мастерица рассказывала, что в истории кайтагской вышивки был период безвременья. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все вышивки и увез их к себе на родину. И вскоре в Лондонском выставочном зале прошла выставка, посвященная искусству кайтагских мастериц.

Роберт Ченснер также выпустил книгу с иллюстрациями приобретенных полотен. Книги и вышивку мастериц затем видели жители Рима, Стамбула, Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. Образцы вышивального искусства есть и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и, конечно, в дагестанских музеях.

Искусство кайтагских мастериц древнее и, к счастью, ныне неутраченное. Многие женщины знают разные техники вышивки, пусть даже неумело, но наверняка что-то да вышивали. Но работы кайтагских мастериц удивительны. И не потому, что техника вышивания какая-то особенная, всё дело в рисунках, тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Любой рисунок – история жизни предков. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми руками – отражение мужского и женского начала.

Самые распространенные виды вышивок – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга.

Ковроткачество – талант и мастерство

Ручное ковроткачество тоже один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. История его уходит корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок говорят о том, что жители Дагестана с древних времен занимались прядением и ткачеством.

Известными центрами ручного ковроткачества являлись высокогорные лезгинские селения Ахты, Микрах, Куруш, где производились ворсовые ковры с высокой плотностью, низким ворсом и изящными рисунками. Из Кубы (Северный Азербайджан) в Дагестан приезжали скупщики самурских ковров, при этом они привозили в виде образчиков кубинские ковры, заказывая изготовление с них копий. Долгое время потому вкус формировался на кубинских рисунках, являвшихся результатом обработки лезгинских, арабских, персидских, и на мотивах кочевых народов – арабесок. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что шло взаимовлияние орнаментов самурских и кубинских ковров. Например, рисунки «хасан-кала», «урус-тура» переданы лезгинами тюркам.

Техника вышивания кайтагских мастериц особенная, всё дело в тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Любой рисунок – история жизни предков

По мнению ученых, дагестанское ковроткачество — явление самобытное, своего рода синтез, отражение традиций хозяйственной жизни, материальной и духовной культуры, народного искусства. Не имеют аналогов в мире уникальные по орнаментике лезгинские безворсовые ковры «сумахи», кумыкские и аварские гладкотканые ковры «думы» и «давагины». Своеобразное сочетание кавказских и древнетюркских мотивов отмечается в каякентских коврах-паласах.

Слава и красота Аксая

Вот уже три столетия кружевной платок тастар остается одним из неотъемлемых атрибутов культуры кумыкского народа. В последние десятилетия идет активное возрождение тастароплетения на его родине – Аксае и в других кумыкских поселениях республики.

С этим ажурным платком связана интересная легенда. Рассказывают, что в давние времена могущественная и воинственная по характеру кумыкская княгиня Бике, вызвав служанку, приказала ей изготовить подарок. И чтобы он был оригинальным, легким и изящным. А известно, что к княжескому двору допускалась только грамотная и умелая прислуга, и та служанка была одной из таких.

Чуть дольше месяца плела она тастар для княгини. Подарок понравился Бике, и она приказала сплести такие же и для всех княжеских семей. А тогда носили тастары только незамужние девушки. Так тастар стал одним из символов – атрибутом парадной выходной одежды кумычек.

Тастар, напомним, – кружевной платок, легкий, как ветерок, прозрачный, как паутина, с изу­мительными узорами, на изготовление которого уходит не меньше двух месяцев. А материал для него – исключительно нить гусеницы шелкопряда. В Доме детского творчества села Аксай по тастароплетению функционируют три кружка. Здесь под руководством 36 педагогов обучаются тастароплетению более 1250 учениц. Руководит ими с 2015 года почетный работник общего образования, обладатель гранта «Лучший учитель России», историк и краевед Бурлият Ибрагимова. Среди лучших педагогов Заира Умарова и Загидат Ильясова, которые уже более 15 лет занимаются с детьми. Обе они дипломанты международных фестивалей декоративно-прикладного искусства в Кабардино-Балкарии «Алтын къол» (2017 г.), в Дербенте – «Дербент – перекресток цивилизаций» (2018 год) и других.

Как отметила Бурлият Ибрагимова, только за 2020 год воспитанники и педагоги Дома творчества получили на российских фестивалях в Москве более 30 дипломов и почетных грамот.

Гордятся здесь лучшей рукодельницей Зулайхат Ибрагимовой. За высокий уровень исполнительного мастерства на XXI Республиканском конкурсе пианистов им. Г. Гасанова, творческий подход и любовь к музыке, она Министерством культуры РД награждена Дипломом II степени. Не удивляйтесь. Помимо увлечения музыкой, Зулайхат вяжет кружева тастаров. У юного дарования, уверен, блестящее будущее. В своем творчестве она опирается на опыт и мастерство состоявшихся мастеров-кружевниц: Розы Бийтемировой, Зумруд Ольмесовой, Розы Кадыраджиевой, Нурсият Ошаевой, Гюльназ Черивхановой и других. Они раскрывают юным ученицам свои секреты по кружевному плетению. И значит у искусства яхсай-тастара уверенное будущее. Оно не исчезнет и не забудется, а будет передаваться от поколения к поколению, не померкнет и через многие десятилетия.

Абдусалам Шахбанов

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

21
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

27
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

44
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

34
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

73
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

43
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

89
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

37
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

73
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

88
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...