Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:55 | 27 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Кричать шёпотом

Театры
A- A+

Не иметь возможности выразить эмоции, смеяться во весь голос, говорить громко, а уж тем более кричать… В таком состоянии жители деревни, окружённой со всех сторон массивами гор, живут целых 9 месяцев, опасаясь схода снежной лавины, вызванной звуковыми волнами. И только три безопасных месяца в году люди могут радоваться жизни, праздновать свадьбы, рожать детей…

Такой уклад был на протяжении многих лет. Герои пьесы – представители трёх поколений – живут в некой общине и подчиняются её строгим законам. Привычный ритм жизни нарушается, когда в период тишины у одной из жительниц деревни начинаются прежде­временные роды. Дабы не подвергать опасности всю деревню, беременную решают убить. Но супруг не может допустить подобное. Будущий отец, угрожая выстрелом вызвать лавину, не отдаёт жену на казнь.

Он встаёт против старейшин и древнего уклада, звучит выстрел… Появился на свет ребёнок и закричал, но лавина, вопреки ожиданиям жителей деревни, не сошла.

Сомнения возникли тогда во всех словах старейшин. Начинается противоборство трёх поколений семьи. Власть в деревне перешла к новому правителю, молодому отцу. Теперь ему решать, как поступать с теми, кто нарушил тишину.

Интригующий, не правда ли, сюжет? А теперь представьте полнолуние в амфитеатре древнего российского города, бывшей столицы античного Боспорского царства. Здесь минимум декораций, артисты говорят на колоритном ногайском языке, звучит синхронный перевод текста. В рамках XXIV Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в Крыму спектакль «Лавина», поставленный по одной из самых известных в Европе пьес турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу, представил Ногайский драматический театр. Театр вернулся домой, став лау­реатом фестиваля и получив специальный приз жюри за самобытное и органичное воплощение народных традиций.

Античный и современный

«Боспорские агоны» приобретают особое значение в этом году, объявленном Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Мультикультурный форум имеет давнюю историю, что-то сохранилось со дня его создания, многое привносилось, но неизменным остаётся Человек.

Несмотря на то что в основе древнегреческой драматургии лежали мифы, это не снимало актуальности и злободневности проблем жизни, мечтаний человека, его стремления к идеалу.

– Палитра фестиваля античного искусства была разнообразной, – рассказывает руководитель театра, лауреат Госпремии РД, народный артист Дагестана Байсолтан Джумакаев. – Желающие могли посетить не только театральные мастер-классы, но и стать участниками литературных семинаров, поучиться гончарному искусству и ювелирному делу, увидеть интересные фильмы, встретиться с актёрами и писателями. В обширной программе участвовали творческие коллективы из разных уголков нашей страны – от Екатеринбурга до Крыма. Выступали артисты театров Севастополя, Осетии, Абхазии, Калмыкии и Симферополя. На ежегодный фестиваль мы попали совершенно случайно. Наши артисты играли под открытым небом.

Спектакль поставлен по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу, написанной им в 2001 году. Постановка в духе древнегреческой трагедии пришлась по душе зрителям. Миф и реальность слились воедино, а время и пространство потеряли свои контуры.

– В спектакле «Лавина» речь идёт не только и не столько о природном явлении. Это драма-притча больше о порождении страха народа перед власть имущими, барьере между народом и властью. Стоит издать любой громкий звук, и может случиться беда, а как жить, не издавая ни малейшего звука и шороха, вести жизнь, полную волнений и страха? – задаётся вопросом Джумакаев. – Тишина – мнимая, ведь внутри каждого жителя деревни кипят страсти, жизнь…

В своей интерпретации «Лавины» Ногайский театр показывает, что выход неизбежен, и зритель это считывает.

Посмотрев спектакль, каждый непременно сравнивает себя с героями и понимает, насколько важно не впускать страх в собственную жизнь, ведь он не позволяет дышать полной грудью, радоваться и мечтать.

Искусство перевоплощения

Керчанам сюжет не знаком, но понравился. Он, как отмечают зрители, трогает своей непосредственностью и искренностью. Ногайцы взяли своё глубинной простотой.

– Мы, как, впрочем, и другие национальные театры, поставили спектакль на родном языке: зрители смотрели постановку с синхронным переводом. Признаться, не ожидали такого тёплого приёма. Неподдельный интерес со стороны публики и продолжительные аплодисменты в очередной раз показывают актуальность спектакля. Нас пригласили к участию и в следующем году, – отметил Байсолтан Атагишиевич.

Зрителей поразила игра актёров, но больше всего удивил тот факт, что у такого профессионального коллектива нет своего здания.

– Здание нам, конечно же, нужно, но не оно украшает артистов, в театре должно быть содержание. В театре должно быть живое общение вне зависимости от технических средств, ведь искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству. Оттого, что построишь дворец культуры, но в этот храм не будут идти зрители, толку от учреждения не будет, – считает Джумакаев. – Ногайский театр – театр на колесах. Играем там, где получается, и при этом стараемся держать марку, ставить добротные пьесы. Дагестанские театры пока, возможно, где-то проигрывают в техническом плане. Но наши театры, должен сказать, себя недооценивают. Важно показывать спектакли дагестанским зрителям и рассказывать о нашей культуре везде, где это возможно, чаще гастролировать. Ногайский театр – молодой. Но за 20 лет мы уже объездили Казахстан, Татарстан, Турцию, побывали в Башкирии. На фестивале получили приглашение в Симферополь от крымско-татарского театра. В сентябре мы планируем выехать на гастроли в Симферополь.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Театры»