Купить PDF-версию
13:24 | 16 июня, Пн
Махачкала
X
09:07 05.10.2011

Кванхидатль

У села Кванхидатль, что в Ботлихском районе, своя особенная история. Оно яркое украшение в браслете селений Андийского округа.

История селения насчитывает несколько сот лет, чему подтверждением являются находки разных бытовых принадлежностей в погребениях кладбища. Древние люди говорили, основу села Кванхидатль заложили охотники-пришельцы из Южной Азии — братья Баргитдой, Кагатдай и Цумторой.
Село Кванхидатль состояло из трех тухумов: Гечолал — самые первые основоположники села, Чегерчилал — миссионеры, пришедшие из Южной Азии с Абумуслимом-шейхом и оставшиеся здесь распространять религию, и Сунтагилал, пришедшие из разных мест, на сегодняшний день из них никого не осталось.

Древняя мечеть Рузман построена на месте, где раньше был лес. В стены ее вставлены разрисованные камни с надписями.

Хунзахский хан Умахан собирал как налог от Кванхидатля 200 кали от с.Инхело 40 кали соли. Имам Шамиль, когда создал Имамат, приказал: «Считать жителей села  свободными от военных сборов. Кванхидатли и Инхело заняться исключительно добычей соли». Когда Шамиль отступал, он проехал через Кванхидинский мост в Гунибские горы, за ним же двинулись царские войска. Главнокомандующий князь Барятинский вспоминал: «В Кванхидатле завтракал у вдовы Хаджи-Мурата и играл с сынишкой покойного» (вдова находилась с детьми в ссылке в Кванхидатле).

В давние времена от Чиркаты до Цунты перебирались через реку по единственному деревянному мосту. В 1970 году был построен новый железный мост по идее и под руководством Газимагомедова Гаджимурада и при материальной поддержке жителей близлежащих сел.

С давних времен кванхидатлинцев считают хорошими пловцами. Они через реку сплавляли дрова из Цунтинского леса. Еще в прошлом веке в 30-е годы, когда в Ботлихе открылся леспромхоз, лесосплавщиками были кванхидатлинцы. В то же время в селе построили соледобывающую артель имени Байдукова.

Когда началась Великая Отечественная война, добровольцами ушли на фронт 31 человек, и многие из них не вернулись.

В 1944 году кванхидатлинцев переселили в Веденский район Чечни, в село Хатуни, которое назвали Кванхидатль.

В 1957 году, когда чеченцам дали право возвращаться на свои земли, кванхидатлинцев вторично переселили на низменность (Хасавюртовский район), село назвали Дзержинское. Из-за неблагоприятных условий для жизни (сырой воздух, плохая вода, жара) люди начали болеть, многие умирали. Потому в 1964-65 гг. половина села переселяется в с.Кокрек Хасавюртовского района, и люди начали жить здесь основательно.
 

Статьи из «Культура»

Когда «Геба» на сцене…

100
Юные солистки ансамбля «Геба» Детской школы искусств №8 имени А. Джалиловой порхают на сцене...

Оружейная история Страны гор

13
В дагестанской истории было немало периодов, когда наши народы сражались с захватчиками,...

Культурный визит к соседям

4
В городе Малая Вишера Новгородской области прошел яркий фестиваль культуры народов...

«Трын-трава»: классика советского кино

33
Однажды известный сценарист Виктор Мережко...

Финал стал апофеозом

5
Столетие Ирины Архиповой Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова отметила...

Отдых для всей семьи

9
Проект «Семейные выходные», ставший частью мероприятий Года семьи, объявленного в 2024-м...

Татьяна Есенина и Махачкала

44
О Татьяне Есениной поэтесса и переводчица Надежда Вольпин сказала: «Это была красивая...

«Мир внутри меня»

12
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

«Горцы»: прикоснуться к вечности

34
Льется песня, исполняются разные танцы, узоры на коврах...

Величайший

10
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

10
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Народный соловей

17
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...