Купить PDF-версию
00:30 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X

Левша из Арчо и его великие полководцы

В руках мастера холодный металл, извиваясь причудливыми узорами, принимает форму, обрастает смыслом, заговаривает, замолкает, ждет... Судьба ювелирных изделий, как и сами изделия, разная. Они хранятся в музеях, переезжают за границу, пополняют дамскую коллекцию.

В копилке ювелира Арсена Асхабова сотни, тысячи изделий из драгоценных камней и серебра, но самые дорогие из них те, в которые он вложил свою душу. Именно ими можно по-настоящему удивить дагестанцев, избалованных мастерством исполнения. Постоянный поиск идей, бегущее время и бесконечные требования к самому себе – хорошим мастером быть нелегко.

«Патимат», «Унцукульская невеста», «Звезда»… – у каждого изделия есть название.

– Дал имя – значит вдохнул в него тепло. Оно даже выглядит иначе, – говорит мастер. И выполнены они в разных техниках. Например, «Унцукульская невеста» покрыта известными унцукульскими орнаментами, гравировкой и чернью. До него так никто не делал.

Это всё о браслетах, но не они стали поводом для встречи, а кинжалы из серии «Великие полководцы». Серебряный кинжал с бронзовым барельефом имама Шамиля, на другом – Александр Македонский. Мастер планирует создать серию с изображением известных полководцев. На очереди кинжал с барельефом адмирала Федора Ушакова.

– Осталось взять лист металла и отсечь лишнее. Процесс будет нелёгким, но очень интересным, да и сама личность Ушакова вдохновляет: ушел на покой, имея в графе 43 победы и 0 поражений, – говорит он.

Изготовить кинжал с барельефом имама Шамиля взялся, когда начали строить мемориально-исторический комплекс «Ахульго» (филиал Национального музея им. А. Тахо-Годи). Закончилось строительство, завершилась работа и над кинжалом из дамасской стали. Многие хотели купить его у мастера, были и такие предложения, от которых, как говорится, сложно отказаться. Арсен Асхабов решил сразу: «Подарю музею!». И подарил. Теперь единственный кинжал с изображением имама Шамиля хранится в музее, возведенном в память о Кавказской войне.

– Со временем бронза покроется легкой патиной, но от этого приобретет еще более благородный вид, – уверяет мастер.

А сама серия работ началась с Александра Македонского – великого полководца, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. Он вошел в историю как завоеватель, не проигравший ни одной битвы. На эту работу у мастера ушло более десяти лет! Мало кто знает, что он творит левой рукой.

– Рисую всё правой рукой, а работаю левой. По природе я левша. Учительница в школе пыталась меня переучить, и методы у нее были жесткими – била ручкой по руке. В итоге писать и рисовать я стал правой, но изделия выполняю только левой рукой, – говорит Арсен Исмаилович.

Еще одна интересная серия – сувенирные кинжалы из мельхиора с изображением главных достопримечательностей страны – тоже пользуется спросом. Заниматься ювелирным делом Арсен Асхабов начал в 1991 г. Он первый ювелирный мастер в роду, подозревает, что творческие способности передались от дедушки, который был мастером на все руки.

– Его знали не только в нашем Арчо, но и в других селах и даже районах. Дед у меня был рукастый: за что бы не брался, всё у него получалось. Он ходил по селам и выполнял разные работы. А мама моя занималась вышивкой и украшала приданое невесте. Я закончил механический техникум, работал на заводе им. Гаджиева. Началась перестройка, и меня, как самого молодого, сократили в первую очередь. Будучи школьником, потом еще в армии, разрисовывал плакаты, оформлял стенды, – рассказывает он. – И как-то случайно в Узбек-городке, где находился гоцатлинский художественный комбинат, я решил зайти и посмотреть, что там происходит. А в тот момент народный художник России Магомед Джамалудинов объявил набор на платные курсы по изготовлению ювелирных изделий.

Мастер планирует создать серию с изображением известных полководцев. На очереди кинжал с барельефом адмирала Федора Ушакова. Осталось взять лист металла и отсечь лишнее

И пока другие осваивали азы, Арсен из Арчо продал свое первое изделие – это был браслет. Грубый, неотёсанный, но самый первый. Сейчас вспоминая о нем, он смеется.

Магомед Джамалудинов решил, что способности у парня есть и пропадать не должны. Обратился к своим кубачинским коллегам с просьбой взяться за обучение новичка. Но кубачинцы своих секретов никогда и никому не выдавали, и для Арсена исключение не сделали. Он пошел своим путем. Художественных школ и академий не оканчивал, учился медом проб и ошибок. Во многом помогал Магомед Джамалудинов. Он пригласил его к себе на работу гравировщиком. Время было сложное, комбинат вскоре закрыли, несмотря на то, что изделия пользовались хорошим спросом.

– В те времена даже не успевали изготавливать браслеты, кинжалы, кольца, цепи… Многие приезжали в гости в республику со всех концов страны и редко кто уезжал без серебряного украшения на память. Вывозили их и для продажи в саудовской Мекке во время совершения хаджа, – вспоминает Арсен.

– А сейчас как с продажами?

– Это самая больная тема. Творческая профессия редко кого кормит. Бывает такое, что всё свое время и деньги отдаешь какой-то идее, а пока над ней работаешь, теряешь заказы, с которыми и без того сложности. К сожалению, не все люди понимают, сколько труда и терпения вложено в каждое изделие, – рассказывает он. – Вроде ты и уступил до минимума, а всё равно требуют сбить цену. Нам, мастерам, это обиднее всего. Не потому, что денег надо больше, а потому, что не оценили по достоинству. Сегодня я сотрудничаю с производителем кизлярских ножей, который помогает мне в реализации изделий. И однажды он мне сказал: «Арсен, ты как кинорежиссер. Название фильма все знают, а создателя – единицы. Хотя твои работы продаются по всему миру». Раньше мне было неловко ставить свое авторство, а с годами, набравшись опыта, решился. И председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов дал добро. Помню, много лет назад он мне сделал дельное замечание. Взял в руки браслет и сказал: «Молодец, Арсен, браслет красивый, но изнанка его должна соответствовать лицу. Она должна быть без погрешностей».

Обеспокоен ювелир тем, что желающих перенять опыт нет. Заработок в этом деле непостоянный, и, возможно, скоро представителей его профессии станет в разы меньше. Но это не коснется лучших, ведь мастерство – это искусство, которое не спрячешь, не зароешь.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

42
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...