Лезгинка на канате
Если кому-то покажется, что наши земляки только ходят в цирк, приезжающий на гастроли, то ошибется. В Дагестане есть мастера-канатоходцы, акробаты, силовые жонглеры, занимающиеся джигитовкой, и даже энтузиасты, мечтающие, чтобы настоящий цирк с куполом был и в Махачкале.
Асхабали Гасанов, заслуженный работник культуры РД, член российских союзов журналистов, писателей, – и есть тот самый энтузиаст, возглавляющий цирковую студию «Пехлеван» Центра эстетического воспитания «Радуга» школы искусств № 4 г. Махачкалы. Мне выпала возможность присутствовать на ее выступлении, состоявшемся в рамках отчетного концерта учащихся гимназии № 28. А перед началом мэтр дагестанского циркового искусства поведал о том, каков цирк Дагестана и что препятствует его развитию, и начал со слов о том, что «цирк – это мечта дагестанского народа».
Студии «Пехлеван» уже 11 лет. Образовалась она в апреле на базе гимназии № 28 при содействии тогдашнего директора Азима Юзбекова. Впервые студия заявила о себе на конкурсе канатоходцев в Цовкре, заняв первое место.
Асхабали Гаджиевич выступает на канате с 1972 года. Увлечение пришло в 12 лет, когда увидел выступление Нажмутдина Шейхмагомедова. Он и помог мальчику овладеть искусством хождения по канату. Асхабали начал уже выступать после 4-х месяцев тренировок. Потом в родном Буйнакском районе создал ансамбль «Родники Дагестана», группу канатоходцев «Соколы Дагестана». И сегодня с гордостью говорит, что нет почти ни одного региона страны, где бы в советское время ни выступал. А теперь со своими подопечными выступает в Москве на ВВЦ и даже в Париже.
Как рассказал Асхабали Гаджиевич, искусство хождения по канату родилось от бездорожья в горах, чтобы не идти в обход через реку, горец тянул канат. И сейчас в горах Дагестана кое-где сохранились веревочные мосты.
Каждый год, когда набирается новая группа, чтобы попробовать себя в цирковом искусстве, приходит до 50 школьников. В итоге остается около семи, но этого достаточно, чтобы педагогам качественно обучать подростка.
Но и здесь есть свои проблемы. Так, создавая «Пехлеван», Асхабали Гаджиевич собрал тех, кто выступает в цирковых жанрах, но без поддержки государства группу талантов удержать не удалось. «Мы не раз выступали с инициативой — обучать цирковому искусству в Дагестане. Большая надежда на руководство республики. Думаю, если бы я рассказал и показал Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову, что мы можем, он бы нам помог. Но пока нам никак не удается попасть к нему на прием. Однажды нас даже не включили в концертную программу, где в числе зрителей был и Глава республики. А ведь мы выступали даже в Париже!».
В студии «Пехлеван» работают над созданием сложнейших трюков — «Пирамида на канате», «Бутылка на голове», номер «Дорога горца»…
Пыльный и не совсем уютный спортзал школы, работа на высоте не отпугивают. Глядя, как ребята легко, изящно выполняют прыжки на канате, держа при этом тяжеленный железный баланс, понимаешь, что это для них больше, чем увлечение, как, например, для Гасана Гитинамагомедова, который теперь сам преподает.
Пока мы беседовали, ребята уже надели костюмы и были готовы к разминке. В этот день юные пехлеваны собирались поразить своих ровесников захватывающей дух программой, в которую вошли такие номера на канате, как «Колесо», «Кинжалы», «Девушки в мешках», «Прыжки», «Солнце», «Пирамида», «Гармонь», «Аварский танец», «Лезгинский танец», «Акушинский танец», а также «Приветствие» и «Финал». А открыл программу танец на канате «Белые журавли», поставленный в честь 70-летия Победы.