X
08:08 31.01.2020

Личные вещи Хаджи-Мурада

«… Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. «Экая энергия! – подумал я. – Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается». И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая…» – так начинается повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат».

Интерес к личности знаменитого наиба имама Шамиля не утихает. И мало кто знает, что в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи хранятся личные вещи наиба, подаренные председателем Совнаркома республики Джелал-эддином Коркмасовым. Он передал в дар музею 10 подлинных писем Шамиля, старинный кремниевый пистолет, а также личные вещи, принадлежавшие Хаджи-Мураду: молитвенный коврик, хурджины, две тарелки и кувшин. К сожалению, не все экспонаты дожили до наших дней. О тех, что сегодня можно увидеть в витринах музея, их исторической ценности рассказывает заместитель директора Национального музея РД, доктор исторических наук Хаджи Мурад Доного.

— Более всего вызывает восхищение молитвенный коврик – своей цветовой гаммой и ­изумительным золотым шитьем. Растительный орнамент, расположенный по периметру коврика в виде вышитых гладью с настилом на зеленом бархате золотой нитью цветов, обрамляет изящную композицию из птиц и цветов на красно-бордовом фоне. Специалисты утверждают, что эта традиция в Дагестане не имеет глубоких корней, много общего в технике шитья было у дагестанских мастериц с соседними северокавказскими народами – адыгами, осетинами, карачаевцами… Вышивкой золотом и серебром обычно занимались женщины из высших сословий, заполнявшие рукоделием свой досуг. Женщины из среднего класса работали в основном на заказ. Традиционными центрами золотой вышивки считаются аулы Ругуджа, Хунзах, Чох, Кубачи, Кази-Кумух, Губден, Эрпели, Аксай, Дженгутай.

В музее представлена значительная коллекция золотого шитья, в которой коврик Хаджи-Мурада, возможно, – лучший экземпляр, причем не только как произведение искусства, но и как ценный исторический памятник. В быту горских народов Дагестана в середине XIX века такие богатые вещи могли иметь только состоятельные люди: ханы, шамхалы, беки. Хаджи-Мурад же, проведший почти всю свою жизнь в походах, сражениях, в седле и с оружием, был предельно скромен в быту. Поэтому можно предположить, что коврик, скорее всего, – трофей наиба, добытый им во время одного из походов. А их у него было немало! Например, коврик мог достаться ему во время похода на селение Дженгутай, когда была похищена проживавшая там ханша Нух-бика, вдова Ахмед-хана Мехтулинского. Тогда сподвижникам Хаджи-Мурада досталось много утвари из ханского дома (одежда, посуда, оружие и пр.). За большой выкуп ханша впоследствии была освобождена, – рассказывает историк.

Возможно, трофей достался после набега на аул Уллу-Буйнак, где жил Шахвали, двоюродный брат Нух-бики. Последний был зол на наиба за похищение своей сестры и во всеуслышание заявил: «В сеннике, где нет кошек, крысы и мыши свободно гуляют и играют. Похоже на это и похищение женщины оттуда, где не было мужчин для защиты. Хаджи-Мураду, если он большой храбрец, не подобало совершать подобных дел». Наиб не мог оставить без внимания эти слова Шахвали и поэтому оправился в Уллу-Буйнак. Дом Шахвали был захвачен, хозяин убит, а его жена, два сына-близнеца и все имущество увезено. Ночью, возвращаясь из похода, Хаджи-Мурад наткнулся на засаду. В бою был убит его знаменосец, а сидевшая верхом на лошади другого горца жена Шахвали спрыгнула и в суматохе скрылась. Через полтора года сыновья Шахвали были выкуплены матерью.

– Нам неизвестна история приобретения Коркмасовым этих реликвий. Скорее всего, как культурный и образованный человек своего времени, он знал цену этим немым свидетелям великой истории, а посему они и оказались в его надежных руках, впоследствии став народным достоянием. Но этими реликвиями вовсе не исчерпывается коллекция вещей, связанная с героем повести Льва Толстого. В музее хранятся два боевых знамени Хаджи-Мурада! Одно из них двухконечное (137х93), белого цвета, на обоих концах пришиты куски ткани малинового цвета. Знамя было захвачено в бою Гази-Кумухской и Кюринской милициями, состоявшими в отряде генерала М. Аргутинского-Долгорукого 1 июля 1844 года. На нем имеется надпись, в переводе на русский язык она звучит так: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Помощь от Аллаха и близкая победа, владыка славы и величия. Во имя Аллаха, лучшее имя – его имя. Не все, о чем молодец мечтает, он достигает. Трусость не спасает его, смелость не губит его. С твоего могущества Аллах! О Аллах! Помоги войскам мусульман крепкой помощью и открой им верную победу с помощью твоего могущества, Всемогущий, потому, что Ты всемогущ. На все воля Аллаха, Великого и Могущего. Обновлено в 1260 г. (1844 г.)». Подобные тексты, встречающиеся на знаменах и других наибов и имамов, были характерны для времен Кавказской войны, – продолжает Хаджи Мурад Доного.

Необычным выглядит другое знамя Хаджи-Мурада. Оно прямоугольной формы, серого цвета, обшитое с трех сторон полосой бордового цвета. В центре – аппликация из трех окружностей красного и зеленого цветов. Знамя было захвачено во время осады царскими войсками укрепленного аула Гергебиль 23 июня 1848 года. Историческая летопись свидетельствует: три батальона пехоты под командованием генерала Бриммера заняли высоты против аула Гергебиль и вход в сады, вытеснив оттуда горцев.

В тот же день солдаты начали возводить временные батареи, проводить к ним траншеи, устраивать завалы. Гергебиль был довольно сильно укрепленным аулом с тремя орудиями. Отряды под начальством наиба Хаджи-Мурада располагались на соседних высотах. На рассвете 23 июня передовые части пошли в атаку, горцы открыли огонь из орудий и бросились в рукопашную. Солдаты, отбив нападение с большими потерями, двинулись вперед по садам и террасам, заставив горцев отступить. В рапорте об этом говорилось: «В руках наших осталось 2 неприятельских знамени.., до 60 тел и множество разного вида оружия, брошенного спасавшимися горцами. Блистательное, но упорное это дело не могло остаться без потери с нашей стороны…». Вот она «краткая биография» знамени Хаджи-Мурада, захваченного в том бою.

– Впоследствии это знамя еще раз оставило свой след в исторической хронике. На этот раз в иллюстрациях Евгения Лансере, оформлявшего знаменитую повесть Льва Толстого. Как известно, художник, приступив к заказу петербургского издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», работал над «Хаджи-Муратом» с 1912 по 1914 год, но прежде побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Лансере посетил Северный Кавказ, проехал по дагестанским аулам, затем отправился в Закавказье, ознакомился с различными материалами и документами времен Кавказской войны, в том числе рисовал знамя Хаджи-Мурада, – продолжает экскурс в историю Хаджи Мурад Доного. – В то время оно хранилось в Тифлисе (Тбилиси) в военно-историческом музее «Храм Славы», в котором экспонировались картины, посвященные сценам завоевания Кавказа, оружие, награды, фотографии, знамена…

Тифлис в то время был административным и культурным центром Кавказа, здесь жил наместник, отсюда отдавались распоряжения. Однако в 1915 году Главнокомандующий Кавказским фронтом издал приказ, согласно которому из города эвакуировались архивы и центральные учреждения, в их числе оказался и «Храм Славы». Экспонаты вывезли в Ставрополь. После революционных потрясений и Гражданской войны поредевшая эвакуированная коллекция вернулась в Тбилиси. В 1925 году из Дагестана был сделан запрос с просьбой передать в только что открывшийся музей предметы, касающиеся непосредственно истории республики. Ответ (положительный) не заставил себя долго ждать. По акту от 5 февраля 1925 года в Дагестан было передано немало ценных экспонатов, среди которых было знамя Хаджи-Мурада. Так вот на одной из иллюстраций Лансере «Хаджи-Мурат, спускающийся с гор», наиб изображен на фоне своего знамени.

Статьи из «Культура»

Вся жизнь на сцене

74
Замечательный проект «Встречи в Театре поэзии» рассказывает зрителям о неординарных в...

Срез времени

71
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

198
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

64
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

24
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

259
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

24
Одним из самых известных людей своего времени был...