09:00 | 19 июля, Пт

Махачкала

Weather Icon

Любимец дагестанской публики

A- A+

Ибрамхалил Рамазанов является любимцем театральной публики. Творческий диапазон артиста широк, ему подвластны многие жанры и сценические амплуа. Создал ряд ярких сценических образов, отличающихся искромётной комичностью и высоким драматизмом.

Жизненный путь

Ибрамхалил Рамазанович Рамазанов родился в 1944 году в селении Куркент С.-Стальского района ДАССР. Окончив среднюю школу в родном селе, он заочно поступил в Махачкалинское культпросвет­училище. В 1964-1967 годы служил в рядах Советской армии. После демобилизации работал заведующим автоклубом при Доме культуры, а затем и директором ДК села Касумкент Сулейман-Стальского района. С мая 1969 года по настоящее время работает в Лезгинском театре.

Заслуги И. Рамазанова в области театрального искусства высоко оценены рядом наград и почетных званий. В 1990 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист ДАССР».

В 1995 году актер стал лауреатом Государственной премии РД в области театрального искусства. А в 2000 году ему присвоено почетное звание «Народный артист Республики Дагестан». В том же году он стал лауреатом лезгинской национальной премии имени Шарвили.

В 2004 году И. Рамазанов был награжден Почетной грамотой Государственного Совета Республики Дагестан.

Творчество

В начале творческой деятельности в Лезгинском театре И. Рамазанову поручали эпизодические роли. Кропотливо работая, вникая в психологию играемого персонажа, молодой артист неординарно подходил к раскрытию образов. Первой была роль сельского учителя Сердера в спектакле «Сулейман» по пьесе Б. Айдаева, посвященной 100-летию со дня рождения народного поэта Дагестана С. Стальского.

В 1970-1980 годы актер удачно сыграл вереницу запоминающихся ролей: Тимота в «Хануме» А. Цагарели, Сильвестра в «Проделках Скапена» Ж.-Б. Мольера, Вели-­эфенди в «Хюлледжи» Р. Н. Гюнтекина, Сильву в «Старшем сыне» А. Вампилова, Кочкарева в «Женитьбе» Н. Гоголя и др.

В 1980 году И. Рамазанов участвовал в Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве. Сыгранная актером роль матроса Али в спектакле «Цветок России» по пьесе К. Меджидова в Центральном Доме актера была высоко оценена московской публикой и театральными критиками. За эту роль актер был награжден памятной медалью имени А. А. Яблочкиной.

В последующие годы все ярче раскрывался актерский талант И.Рамазанова. Он сыграл много интересных ролей, среди которых Джинн в сказке «Волшебная лампа Аладдина» Э. Наврузбекова, Волк в сказке «Гуглухай» А. Аджаматова, Мюрид-Ага в «Ашуге Саиде» Т. Хурюгского и К. Меджидова, Таптух в «Периханум» И. Шамхалова и др.

Хотя И. Рамазанов исполняет и серьёзные драматические роли, особенно ярко его талант проявляется в комедийных ролях, он всегда старается полностью раскрыть черты характера своих героев. В этом плане он продолжает традиции выдающихся лезгинских комиков, таких как Эмиркули Эмирджанов, Сабир Гаджиев, Кумбай Рамазанов, Абдулкадир Сайдумов.

Пленительная наивность, обаятельная глупость и упрямое самодурство его героев помогают созданию яркой комедийности. Актер обладает живым и блестящим воображением, непринужденно включается в сценическое действие, легко находит живые черты и характерные оттенки для роли. По природе своего таланта он является актером-импровизатором, использующим богатейшие выразительные средства, мягкую пластику, обаятельную мимику, теплый юмор.

Актер возродил такие традиции народного театра, как непритязательность, наивность ситуаций, их откровенную условность, смешение сказочности и реальности. В его исполнении текст звучит непринужденно, естественно, неожиданно возникают юмористические и сатирические ноты. За словами зритель ощущает ход мысли персонажа, его душевные движения, характер. Колоритная речь актера соединяется с меткой остротой слова.

Народные традиции И. Рамазанов обогащает современной сценической культурой. В его актерском искусстве соседствуют теплый юмор и сатира, веселая буффонада и дерзкий комизм, мягкая лирика и щедрая эмоциональная патетика. Эти качества выражаются актером в стилистике народных исполнителей. Свободная импровизация, пантомимическая выразительность, интонационная многокрасочность речи, точность психологического рисунка, яркая, порой преувеличенная театральность  – эти приемы игры И. Рамазанова способствуют возникновению в зале атмосферы непринужденного веселья.

И. Рамазанов снимался и в кино, где исполнил эпизодические роли в таких кинофильмах, как «Снежная свадьба», «Кавказский пленник» и др. Как сценическим, так и кинообразам актера присущи привлекательность, естественность.

Образы, созданные актером в спектаклях, занимают достойное место в истории Лезгинского театра.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»