17:12 | 17 декабря, Вс

Махачкала

17.12.2017
1EUR69.4298Руб0.0000
1USD58.8987Руб0.0000

Любимый образ – Бэла

A- A+

До недавних пор, когда еще не были открыты театр оперы и балета, Азербайджанский, Ногайский, Табасаранский театры, самым молодым из национальных театров Дагестана был Государственный музыкально-драматический театр им. О. Батырая. Он возвестил миру о своем рождении в 1961 году, когда состоялся выпуск I даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте. Проучившись пять лет, 15 молодых талантливых артистов вернулись в республику. Среди них была самая юная Издаг Магомедова (на снимке).

Еще в детстве ей не было равных в пении, танцах. С увлечением занималась и позже – во время учебы в Буйнакском детском доме. О девочке хорошо заботились, старались развить ее способности. Видя увлечение девушки, учителя посоветовали ей поступить в Даргинскую национальную театральную студию. Благодаря огромной работе руководителя студии, профессора, народного артиста Армянской ССР Вавика Вартаняна Издаг и ее сокурсники стали настоящими профессиональными артистами.

46 лет творческой жизни театра, полной трудных поисков и серьезных испытаний, радостных открытий и горьких потерь. Так, дядя Издаг девять лет не разговаривал с ней из-за того, что она стала актрисой. Газеты, в которых о ней писали, он сжигал, чтобы не читали другие. В одном крупном селении, когда театр приехал в первый раз со спектаклем «Бэла» по М. Ю. Лермонтову, на спектакль пришли одни лишь мужчины. Тогда артисты предупредили пришедших мужчин, что представление не начнется, пока они не приведут своих жен, сестер, дочерей. Мужчины нехотя, но привели их. И когда Издаг Магомедова, игравшая роль Бэлы, выходила на сцену, она стыдливо опускала глаза. Но потом покоренный глубокими переживаниями, мастерством, красотой актрисы зал искренне сочувствовал ей, и после спектакля люди выражали актрисе свое восхищение и признательность. После этого случая женщины первыми приходили смотреть на игру любимой актрисы. В те годы Издаг Ибрагимовна и ее коллеги много ездили со спектаклями в отдаленные горные селения, причем на открытых грузовых автомашинах, выступали в неотапливаемых помещениях. Но актрису согревало то, что их встречали с любовью и радушием.

Новому коллективу театра предстояло решать сложные творческие проблемы. В его портфеле еще не было пьес, специально написанных с учетом творческих индивидуальностей ведущих артистов театра, поэтому одной из важнейших задач было привлечение внимания даргинских писателей к театру, к драматическим жанрам.

Издаг Магомедова, Рашидат Алхасова, Джавганият Хиясова, Написат Баширова, Айшат Абдулгамидова, Нариман Алиев, Наби Ибрагимов, Шарабуддин Валиджанов, Хабиб Наврузов, Мухтар Омаров, Мухтар Абдуллаев, Осман Османов, Гасбулла Исаев и другие яркие разнохарактерные артисты привезли с собой постановки по добротным, весомым, проблемным, высокохудожественным пьесам из мирового репертуара. Многие из них потом ушли из театра в другие сферы, но в тот год они устроили настоящий праздник для своего народа.

На первых же своих гастролях театр получил творческий наказ – подготовить спектакли по национальной драматургии. И вот в репертуаре появляются пьесы «На чем держится земля» А. Абу-Бакара, «Горянка» Р. Гамзатова, «Ты только моя»

М. Яхьяева. В этих спектаклях с новой силой блеснул талант молодой актрисы Издаг Магомедовой, особенно в «Горянке», где она сыграла главную роль Асият. Когда проходили гастроли по Акушинскому району, спектакль имел колоссальный успех. Переполненный зрительный зал оплакивал убийство Асият, погибшей от подлой руки Османа.

В 1977 году, после учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, третья даргинская студия начала работать в театре. Вместе с молодыми артистами я начал привлекать актеров старшего поколения: Наби Ибрагимова, Издаг Магомедову. С этого времени у Издаг начался новый этап в работе.

Постепенно она стала пробовать разнохарактерные роли: Вероники в «Счастливчике» Л. Корсунского, Даши в «Святом и грешном» М. Варфоломеева, Марии в «Законе вечности» Н. Думбадзе; в спектаклях «Конец игры» X. Алиева, «По скользкой тропе» Р. Ибрагимовой.

За годы работы в театре Издаг Магомедова сыграла более 50 ролей, награждена множеством дипломов и почетных грамот Всесоюзных и республиканских фестивалей и конкурсов. За большой вклад в развитие театрального искусства ей было присвоено почетное звание народной артистки РД. Несмотря на жизненные невзгоды (она рано потеряла мужа и сына), она нашла в себе силы противостоять всему, что мешает ей жить и творить. Сейчас Издаг воспитывает своих внуков и полна жизненной энергии. Наверное, этому помогает ее всецелое служение искусству.

Статьи из рубрики «Культура»