Купить PDF-версию
22:47 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
13:24 26.04.2018

Город в раме

Я вглядываюсь и вглядываюсь в махачкалинские улочки, перекрестки, дома: где это, что мне это напоминает? Пейзаж захватывает внимание, увлекает, затягивает, но не раскрывает точного адреса. Хотя нет, вот на картине Галины Конопацкой «Театральная площадь Махачкалы» я узнаю угол улицы Буйнакского и спуска к морю, несмотря на то, что узнаваемым там остался только угловой дом, а на месте приземистого Русского драматического театра высится новый Кумыкский. Со временем исчезли клумбочки, по улице ходит совсем другой транспорт, другие люди стоят на остановке. Момент узнавания радостен – мы, зрители, любим, чтоб похоже было.

Но городские пейзажи десяти известных дагестанских художников разных поколений – Алексея и Юрия Августовичей, Хасбулата Юсупова, BRO, Омара Гусейнова, Мурада Халилова, Магомеда Кажлаева, Жанны Колесниковой, Галины Конопацкой и Юрия Николаева – часто разрушают наши ожидания. И тогда на поверхность всплывают чувства, ощущения. В картинах этих художников есть атмосфера, уникальный дух города, который пленяет каждого, кто жил здесь когда-то, живет или однажды бывал здесь. Юрий Августович так и сказал в книге «Был такой город»: «В других городах и странах мне не по себе, я не мог бы там жить… я его пленник».

Картины выставки «Серия «ГОРОД», открывшейся на днях в Музее истории столицы, написаны не в жанре ведута (от итальянского veduta – «вид»), в котором главным было точное, детальное изображение городских зданий, улиц, что с точки зрения истории, топографии важно и ценно, конечно. Это, скорее, картины-настроения. Их 70, написанных карандашом, акварелью, гуашью и даже фломастером. Улицы, здания, парки, дворы и, конечно, люди. В середине прошлого века город был в основном одноэтажным, зеленым, в нем еще можно было видеть горянок в национальных платьях, мужчин в бурке, папахе. Теперь и старые улочки, и дома, и скверики, и люди, которые гуляли в них, только на картинах и в памяти горожан. И эти картины собирались больше десяти лет.

– Художники передали свои работы в дар музею, это их вклад в историю столицы республики, – говорит куратор выставки, директор музея Зарема Дадаева. – Коллекция насчитывает 155 живописных полотен и 102 графических листа, написанных в период с 1957 года по настоящее время.

Экспозиция выстроена таким образом (по кругу), что, двигаясь от картины к картине, посетитель выставки легко улавливает постепенные изменения в облике Махачкалы, людей, ритма жизни и общей атмосферы города.

«Старую» Махачкалу мы видим в работах основателей дагестанского авангарда Галины Конопацкой и Алексея Августовича. Это 50-60-е годы. «Первая Махачкала», «Рыбацкий поселок», «Коптильный цех», «Коптильщицы» Конопацкой – это больше и полнее, чем просто улицы, дома, цеха и люди. Это аромат сирени в «Первухе», пыль, летний зной; запах моря и сырой рыбы в Рыбацком поселке; вкус копченки… Многие названия и слова уже вышли из употребления, но чувства и ощущения, с ними связанные, остались, как в случае с Набережной. Сейчас мало кто так называет Родопский бульвар, но все понимают, о чем речь. А на картине Августовича «Набережная» бульвар навсегда останется таким – узнаваемым, родным.

Также свободно и дерзновенно дух Махачкалы прошлого века и наших дней передает в своих работах Магомед Кажлаев. Художнику как будто открывается суть вещей, и своим видением он делится с нами, зрителями.

Хасбулат Юсупов сохранил для нас Редукторный 80-х, одноэтажный, напоминающий тихую деревеньку в зелени у живописного озера Ак-Гель. А Мурад Халилов на бумаге акварелью и гелевой ручкой – Аварский драматический театр. И вот тяжелое на вид (и не только) малоэстетичное здание наполняется светом, воздухом, и в нем, конечно же, играют, двигаются такие же легкие, светлые люди.

Я не могу узнать места на картине BRO, но мне уже не так это важно. Мне нравится смотреть на многоэтажки, как будто выросшие из зелени, как грибочки под разноцветными шляпками, мне улыбается видеть хулиганство художника, дома которого как будто вот сейчас растают или убегут вдаль…

Ничто не может остаться прежним. Но узнаваемым может. Как Махачкала в картинах на выставке «Серия «ГОРОД». Сходите посмотрите.

Похожие

История без прикрас

74
Людям свойственно идеализировать свою историю. Во флере романтики часто остается в тени то,...

Город под микроскопом

68
Как Махачкала пережила революцию 1917 года? Какую музыку она слушает сейчас и в какой...

Статьи из «Выставки»

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

52
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

235
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

14
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

757
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

72
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

30
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Та, что к солнцу поднялась!

25
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...