Мастер пейзажа
В дневнике Салавата Салаватова есть такие строки: «…Для меня это не просто пейзажи. Каждый рисунок, каждая картина – это целая поэма. Поэма восхищения нашим горным краем. У нашего Дагестана великая природа, но мы ее не ценим, а губим. А она нас любит – посмотрите, как щедро можно черпать из нее вдохновение. Не знаю другого уголка великой России с такой же одухотворенной природой. Я буду счастлив, что достиг своей цели, если человек, пришедший на мою выставку, задаст себе вопрос: «Что я сделал, чтобы эту красоту вокруг себя сохранить?».
Известный дагестанский художник-живописец Салават Магомедович Салаватов (на снимке) родился 21 мая 1922 года в Буйнакске, но его родовые корни находятся в селении Нижний Дженгутай.
Когда его отец Магомед устроился полиграфистом в типографию имени С.М. Кирова, семья переехала жить в Махачкалу. Отец выписывал и часто приносил домой красочно иллюстрированные художественные книги для детей. Салават, который едва научился читать и писать, так увлекся рисунками в книгах, что стал и сам рисовать. Учась в городской средней школе № 5, посещал студию изобразительного искусства при Доме художественного воспитания детей. Первый успех пришел к Салавату, когда он стал лауреатом международного конкурса детского рисунка в Японии и был награжден не только дипломом, но и путевкой во всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
Свой талант юный Салават развил, посещая студию при Министерстве культуры Дагестана, которую вел Дмитрий Капаницын, приобщивший к изобразительному искусству целую плеяду будущих мастеров. Заслуженный деятель искусств Дагестана, мастер-реалист Д.Капаницын поэтическое восприятие природы передал и своему ученику Салавату. Это дарование у мальчика проявилось так рано, что уже в 1937 году его акварель «Аул Чиркей» экспонировалась на международной выставке в Париже, а иллюстрации к ранним произведениям М. Горького получили второе место на всероссийском конкурсе книжной графики.
У С. Салаватова была и заветная мечта – получить высшее образование в Москве, в Государственном институте изобразительных искусств, но помешала Великая Отечественная война. Он добровольно ушел на фронт. Участвовал в ожесточенных боях за каждый сантиметр родной земли. В письмах-треугольниках родителям и близким родственникам Салават отправлял наспех нарисованные в окопах карандашом зарисовки тяжелых фронтовых дорог. В 1944 году при освобождении Донбасса он был тяжело ранен. Лечился в Махачкале, в госпитале, который был развернут в средней школе № 13. Хотя по состоянию здоровья он больше не вернулся на фронт, в те военные годы много рисовал карикатур, листовок, плакатов, в которых высмеивал и позорил фашистских оккупантов. В послевоенные годы Салават Магомедович работал художником-декоратором в Русском драматическом театре, активно сотрудничал с республиканскими газетами и Дагестанским книжным издательством. Большое внимание художник уделял оформлению книг, особенно сатирических произведений.
В шестидесятые годы прошлого столетия его называли мастером пейзажа. Салаватов-пейзажист страстно впитывал окружающий мир, пропускал через себя, через свое сердце и отдавал любителям изобразительного искусства напоенные чистым, ароматным воздухом родные и милые нам леса, луга, горы, морскую стихию Каспия, залитые светом городские панорамы Махачкалы… Лирическим героем этих полотен был сам Салаватов – художник, живущий свободно, спокойно и цельно.
С 1961 по 1967 гг. раскрылся еще один талант С. Салаватова – талант руководителя. В эти годы он возглавлял Правление Союза художников Дагестана.
Большую популярность С. Салаватову принесла персональная выставка его работ, которая была организована в Москве в конце 1971 года, в период самого расцвета его творчества. Эта выставка была приурочена ко Дню энергетика и потому носила сугубо тематический характер – раскрывала трудовой подвиг дагестанских гидростроителей. Выставка вызвала большой интерес у общественности и гостей столицы.
В 1972 году С. Салаватова пригласили в Москву работать главным художником в издательстве «Планета». Однако связь с Дагестаном он не потерял.
Главный итог творчества С.М. Салаватова в том, что он реализовался как художник. Прошло более десяти выставок его работ на республиканском, всесоюзном и всероссийском уровне. Как иллюстратор он участвовал в международной выставке книг в Берлине. Имел почетные звания «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник Дагестана». Награжден орденом «Знак Почета». О творчестве С. Салаватова много сказано и много написано. Вот авторитетное мнение Татьяны Петениной, известного искусствоведа, более тридцати лет проработавшей в ДМИИ, члена Международной ассоциации искусствоведов: «Салават Магомедович развивал свой профессионализм постоянным и кропотливым трудом. В течение многих лет в многочисленных поездках по республике художник пристально всматривался в краски и линии, вслушивался в ритмы и звуки родного Дагестана, чтобы затем переносить все это на холст и бумагу. Художник работал в разных графических техниках: уголь, тушь, перо, пастель. В начале 60-х годов занимался популярной тогда линогравюрой. Однако излюбленной его техникой всегда была акварель, и именно в акварели С. Салаватов реализовал себя как мастер пейзажа. Пожалуй, основная черта, определяющая творчество этого художника, – умение обобщать, способность несколькими мазками передать главное в природе и человеке. Именно это придает пейзажам Салаватова особую цельность и даже монументальность. Его пейзажи всегда узнаваемы, емки и лаконичны».
Значительная коллекция работ С. Салаватова находится в собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. В 2006 г. музей организовал выставку, посвященную памяти художника, и издал небольшой буклет с каталогом всех его работ из собрания музея.
Умер Салават Салаватов в 2005 г., похоронен в Москве.