Монголы в Агуле
При изучении истории Дагестана средних веков встречаешь государство Филан. Оно находилось между Кайтагом и Сериром. В этом государстве были своя культура и своя религия, развивалось гончарное ремесло, жители занимались скотоводством и земледелием.
На агульском, лезгинском, табасаранском языках филан или фулан — это указательное слово, означающее местность с неопределенными размерами. Это может быть огромное плато, лес, гора и т.д. По моим рассуждениям это и есть Агул, находящийся высоко в горах, в соседстве с лезгинами, даргинцами, табасаранцами и лакцами.
В честь кого же или в честь чего Филан назвали Агулом? Как же получилось, что в Сибири тоже встречается это слово – там есть гора Агул, река Агул и даже Агульский район. Что же общего между дагестанским Агулом и сибирским?
Сам я из села Буркихан Агульского района. При опросе внук одного умудренного аксакала как-то сказал мне, что дед его говорил, что Агул – монгольское слово и означает Рай.
Я отправил два письма в город Улан-Батор в научно-исследовательский институт археологии и этнографии. Письма были затеряны по неизвестным мне причинам. Третье письмо было доставлено в посольство Монгольской Народной Республики в Москве, чтобы они в дальнейшем отправили в названный институт. Из Улан-Батора я получил ответы на интересовавшие меня вопросы по поводу проникновения монголов в Дагестан.
Главное было то, что на старомонгольском языке агул – это горная местность, а реки, которые берут начало в горах, называют агулами.
Известный ученый А.Р.Шихсаидов, исследуя историю ричинской мечети Агульского района, расшифровал надписи на стене, где значилось, что с октября 1239 г. по май 1240 г. село находилось под монголами. Они были, конечно, и в других селениях Агульского района, а также в близлежащих селах Курахского и Дахадаевского районов.
Из научно-исследовательского института археологии и этнографии в Улан-Баторе на мой вопрос, кто из полководцев в 1239-1240 гг. мог быть в Дагестане, ответили, что это по всей вероятности Берке, внук Чингисхана, сын Джубея. Мать у Берке была мусульманка. Все воины у Берке были мусульмане, они всегда имели с собой молитвенные коврики.
В честь этого самого полководца селение Гехгюн назвали Буркихан. Лезгины и табасаранцы называют его Беркехан, лакцы Борчихан, в исторических записях встречаются Боркихан, Борхкент.
За время оккупации Агула сам Берке находился в Гехгюне, где были шейхи арабы, газивуны, суфии, абасиды. Скорее всего, он жил в семье абасидов, потомков нашего пророка Мухаммеда. Берке взял девушку Кахар из этой семьи как заложницу или как вторую жену, а первая его жена была монголка Султан-хатун.
Имя Кахар осталось в этом тухуме, его передают из поколения в поколение.
За время оккупации Берке вел газават как в Агуле, так и в близлежащих селах соседних районов, здесь был установлен ислам, искоренены язычество и иудаизм.
После освобождения перевалов от снегов войска монголов под предводительством Берке ушли через Кулинский район.