Купить PDF-версию
02:43 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
10:48 02.03.2022

Мужской костюм: один на всех?

Если женские национальные наряды неповторимы и узнаваемы, то мужской костюм – один на всех. Но это только на первый взгляд. В них тоже были свои тонкости, и так же, как и женские, их богато украшали изделиями из серебра. Золото дагестанские мастера использовали редко: по верованиям наших предков, серебро и медь оберегали, защищали, а золото могло притянуть несчастье.

– Неотъемлемой частью мужского и особенно женского костюма были разнообразные украшения: поясные, нагрудные, шейные, наручные, ушные, налобные. Расскажу о мужском костюме. Некоторые виды мужской одежды – бешмет, черкеска, «кавказская рубаха» – предполагали наличие кожаного пояса, который часто украшали серебром. На поясе носили кинжалы, ножи. Например, дидойцы слева на поясе носили зачехленный нож местного изготовления «такъ». Особенность этого ножа – одностороннее лезвие, редко встречающееся в Дагестане для подобного оружия. Нож носился в паре с большим «мачIа» или малым («белъай») кинжалом, который имел, как правило, ножны без особых украшений. Неотъемлемой частью черкески у гунзибцев был узкий кожаный пояс с нашитыми на него серебряными украшениями: пластинками, подвесками и кинжалом «батай». При этом ножны могли быть деревянными, кожаными, а у состоятельных мужчин – с серебряной отделкой, – возвращает в глубь веков этнограф Майсарат Мусаева.

Конечно, составная часть костюмного ансамбля – кинжал. Этот важный предмет сохранялся вплоть до начала 30-х годов ХХ века. Горцы из Ботлиха украшали черкеску шашкой или пистолетом. У годоберинцев всегда висел серебряный кинжал. Нагрудные карманы черкески украшали газыри, в них хранили порох.

Но, помимо этого, украшением служили нарядный кисет для табака – у дидойцев, серебряная коробочка «гъутугъ» с нутряным жиром для смазывания рук после работы – у хваршин. Интересно, что подобные коробочки подвешивали к поясу в Карачае, Балкарии, Кабарде. Возможно, содержимое «гъутугъа» у хваршин использовалось в тех же целях, но постепенно утратило свое первоначальное назначение. Состоятельные люди на большом пальце правой руки носили серебряную печатку «талахъаса». Считалось, что нет лучше украшения для мужчины, чем иметь на поясе холодное оружие.

Когда мужчина отправлялся на войну или в дальний путь, женщина собирала его в дорогу и клала водоносную флягу в форме женской груди, которая оберегала воина, придавала сил, а также пришивала к седлу коня обереги и всегда молилась, чтобы он вернулся домой невредимым. Приходилось мужчине облачаться и в кольчугу. Историки поясняют, что каждое кольцо, которое ковалось кузнецом, заговаривалось на защиту воина в бою. Если верить рассказам старших, если сегодня одно такое кольцо повесить на новорождённого, то оно непременно убережет его от дурного глаза и недугов.

Защищала в дальних походах и кайтагская вышивка, где каждый вышитый рисунок – мольба. Орнаменты и композиции очень разнообразны и ни один в точности не повторяет друг друга. Ими накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Во время свадебных церемоний в вышивку заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Их также давали в поход мужчинам, потому что верили в невидимую силу вышивки, что она непременно убережет любимого человека от беды.

Когда речь заходит о мужском костюме, привлекает внимание одежда казака.

– Казак носил рубаху с высоким прямым воротом, брюки закладывались в сапоги, под черкеску – чекмень стёганый и тонкий, на голове – папаха. На черкеску зимой, особенно в холод, надевалась бурка. Служащий казак носил шапку и погоны с обозначением полка, в котором служит, – рассказывает заведующая Кизлярским историко-краеведческим музеем имени П. Багратиона (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) Любовь Мстиславская. – В 1809 году казакам было утверждено обмундирование, цветность которого зависела от рода войск. В основе обмундирования были черкеска, бешмет, папаха.

В казачьей одежде было четко выраженное своеобразие. И в чем-то похожая на русскую, а больше на кавказскую, но эта одежда терских казаков и казачек всегда была отлична и от горской, и от русской, и между собой казаки из разных войск отличались своими особенностями. В наше время отмечается тенденция к использованию национальных мотивов в одежде. В Дагестане немало дизайнеров, следуя этой тенденции, создают современную одежду. Красивую и модную.

Статьи из «Культура»

Театральный мост перекинут

7
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

1
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

19
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

27
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...