Музыкальное приношение землякам
Среди многих молодых талантливых дагестанцев - музыкантов-исполнителей приятно открывать новые имена, даже если они и не живут в Дагестане. Молодой талантливый пианист, обладающий оригинальной, тяготеющей к эксперименту и творческому поиску манерой исполнения, - таков Тимур Гасратов, дагестанец, родившийся, выросший и получивший высшее музыкальное образование в Одессе. В 2007 году он участвовал в международных конкурсах пианистов в Италии, Германии, Испании. Всюду — успех, первые премии и звание лауреата! В 2008 году – опять участие в конкурсах в Италии и Греции с получением вторых премий, в Португалии и Италии — полная победа, он стал лауреатом первых премий.
В тридцать лет — Тимур состоявшийся музыкант с опытом концертирования. Несколько последних лет Т.Гасратов не был в Дагестане и с нетерпением ждет осени, так как запланирована гастрольная поездка в Махачкалу.
Родители Тимура, по профессиональному призванию приехавшие на Украину, обосновались в Одессе. Как яркая музыкальная картинка запечатлелось в памяти семьи выступление дедушки Алимагомеда, первого музыканта в семье, по телевидению в концерте-фестивале «Мелодии Рубаса» с участием артистов Дагестана. Он играл на кеманче, и это транслировалось на весь бывший СССР! Гордости и радости родных не было предела! Любовь к музыке передалась от дедушки к маме Тимура, она обладала хорошим голосом, заставляющим душу трепетать, плакать и смеяться. И сейчас, спустя 30 лет, по приезде в Джули, сельчане, слышащие когда-то ее голос, просят спеть еще разок.
Серьезные занятия музыкой Тимур начал в одесской музыкальной школе. Естественные трудности и препятствия в непростом овладении музыкальными навыками преодолевались собственным усердием, маминой настойчивостью и ее желанием видеть сына успешным музыкантом. И это несмотря на то, что Тимур осваивал совсем незнакомый ей репертуар — И.Баха, К. Черни, Л. Бетховена. Важную роль в формировании целеустремленности сыграли педагоги: по фортепиано – Л.Мефодовская и композиции – П.Захаров, причем музыкальные поиски по композиции продолжались несколько лет. Встреча с будущим педагогом профессором А.Кардашевым сыграла важнейшую роль в становлении Тимура не только как музыканта, но и как личности, и в известной мере предопределила его дальнейшую профессиональную карьеру. Полное осознание себя как профессионального музыканта пришло в пору поступления в Одесскую консерваторию им. А.Неждановой, и уже на втором курсе был сыгран первый сольный концерт. Так жизнь стала протекать от сцены к сцене, и, можно сказать, Тимур стал сценозависимым. Первый его настоящий успех — «боевое крещение» на Международном конкурсе памяти Э.Гилельса в 2002 году в Одессе.
Приобретая опыт концертирования, молодой музыкант продолжил путь профессионального совершенствования в Германии и Франции. Тимура пригласили в Германию для обучения в аспирантуре Высшей школы музыки города Фрайбург. Выбор пал именно на немецкого педагога, так как Тимур совершенно справедливо и объективно считает, что важнейшим камнем в основании пианистического репертуара является немецкая музыка, и изучать её с профессором М. Лёйшнером показалось ему логичным. Но было все далеко не так просто. Совершенно другой образ мышления, другая культура, как человеческая, так и музыкальная. В общем, первый год прошел даже мучительно, музыкальная ломка — это не шутка для человека, который посвятил себя этому искусству. Но как показало время, эта учеба дала обретение нового опыта, способствовала освоению другого стиля, образа мышления, выработала в музыканте открытость, свободу и гибкость и самое главное – научила спокойно и естественно воспринимать любые перемены. По-настоящему важнейшую роль в становлении Тимура как музыканта сыграли две исполнительские школы — украинская и немецкая. Учеба же в Париже не создала новых ощущений особой французской школы пианизма, но стала, так сказать, карьерным вылетом или полезным сегментом в опыте музыканта и определенной галочкой в плане презентабельности и связей.
Обучаясь в Германии, Тимур два года преподавал общее и специальное фортепиано, но судьба распорядилась так, что надо было продолжить учебу в очередной аспирантуре по классу камерной музыки у профессора Т.Мокацян в Высшей школе музыки города Саарбрюкен, совершенствуясь как пианист, камерный исполнитель и ансамблист. Это совсем другой мир, в котором хочется остаться и не возвращаться к преподаванию, по крайней мере еще какое-то время.
Практикуя как ансамблевый исполнитель, Тимур играл с разными оркестрами, такими как Национальный Одесский филармонический оркестр, Оркестр высшей школы музыки Саарбрюкена, Румынский симфонический оркестр Бакау, с дирижерами В.Серенко, Т.Камиоке, О.Баланом, и намерен продолжить этот опыт с разными оркестрами и дирижерами, так как на этом пути очень важно не только качество, но и количество.
Интенсивная работа и обогащение своего концертного репертуара дали Тимуру возможность участия в международных конкурсах, а это не только подготовка, но и конкуренция, и пополнение опыта.
Пытливое отношение к своей профессии, постоянный поиск гармонии мироощущения и совершенствование мастерства, стремление к разнообразию воплощаются в творческом эксперименте и открытости к разным стилям, эпохам, ибо, по словам Тимура, «не музыка нам подходит или близка нам, а мы ей, ведь она за 100-300 лет уже доказала свое существование, а мы лишь пытаемся приблизиться к её глубинам… Мне очень близок С.Прокофьев, гениальный композитор, сочинивший новый музыкальный язык, на котором я «говорю» с удовольствием».
Высокое требование к исполнительскому искусству обращает Тимура к изучению фортепианного мастерства известных пианистов, обладающих стилем, тонким вкусом, стихийной энергетикой и просто теплотой, таких, как А.Рубинштейн, Г.Нейгауз, Б.Софроницкий, К.Аррау, А.Корто, а из современников – Г.Соколов, М.Плетнев, Э.Вирсаладзе, Д.Иоффе… Кстати, музыканты отечественные (российские) и зарубежные, профессора, встречавшиеся молодому пианисту на конкурсах, – Б.Канино (Италия), Э.Брукнер (Швейцария), Д.Иоффе (Израиль), В.Берзон (Санкт-Петербург) — все пишут очень позитивные строфы в его адрес, и, судя по всему, их достаточно светлые отзывы влияют самым непосредственным образом положительно на творческую деятельность пианиста. И педагоги Тимура также уверены, что музыкального будущего ему не миновать, во что он тоже верит и очень этого желает.