Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 24 сентября, Чт

Махачкала

Weather Icon

На сцене – легендарный Шарвили

A- A+

Наступающий 2013 год будет ознаменован важным событием в культурной жизни республики – премьерой национальной оперы «Шарвили». Дагестанское музыкальное искусство обогатило репертуар театра оперы и балета двумя операми на историческую тему наших корифеев профессиональной музыки Готфрида Гасанова и Наби Дагирова, уже ушедших от нас, - «Хочбар» и «Ирчи Казак».

И вот теперь коллектив взял в работу оперу «Шарвили» нашего современника – композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии РД Магомеда Гусейнова (на снимке). Это большое музыкальное эпическое полотно опять-таки на историческую тему, что ясно из названия произведения.

Театр полон забот в связи с подготовкой премьерного спектакля, который помимо всего прочего содержит массовые сцены, что всегда непросто в творческом и материальном плане, но автор оперы, он же художественный руководитель театра, нашел время для беседы с нашим корреспондентом.

— Магомед Азизханович, на какой стадии работа над спектаклем, и когда его увидят зрители?

— Практически весь состав театра «живет» оперой — творческая его часть и техническая. Все работают параллельно: оркестр, хор, солисты, дуэты, балетная труппа, сооружают декорации, шьют костюмы… Кстати, в связи с тем, что это опера древних времен, мы не располагаем подлинными образцами костюмов действующих лиц, поэтому художник по костюмам напрягает все свои знания, фантазию, чтобы их создать. По нашему разумению, дагестанская одежда близка к иберийской, иранской, но есть свои нюансы в одеянии героев тех времен: накидки, туники, присутствие кожи в костюмах. Все это должно быть отражено в замыслах художника по костюмам Х.Алишевой, декорациях И.Супьянова. Впервые будет введена гардинка – тканевая сетка, которая придает определенным сценам соответствующий эффект.  Специальную обувь заказали в Москве. Но еще многое нужно: инструменты, микрофон, ткани, натуральная кожа, стройматериалы…

— Затратный спектакль…

— Да, без помощи спонсоров не обойтись. Помочь нам взялся наш земляк Сулейман Керимов. Поддержка и внимание его неоценимы.

— Почему вас, что называется, зацепила тема древнейшей истории – борьбы кавказских племен с захватчиками? Как родилась идея создать оперу «Шарвили»?

— Я рос в горах, где звучали самые чистые, честные народные мелодии и песни. До сих пор в моем родном селении Хлют поют песни, которые больше нигде не услышишь. А в соседнем Ахцахе народные исполнители с высоким вдохновением поют песни, посвященные герою эпоса Шарвили. У лезгинского народа принято считать, что именно Ахцах (Ахты) является родиной народного защитника, богатыря Шарвили. Эти истинно народные мелодии звучат, пока живы исполнители песенного искусства. 

В образе Шарвили воплощены лучшие черты характера наших народов: беззаветная преданность Родине, храбрость, верность друзьям, сочувствие бедным, чувство взимопонимания и дружбы с соседними народами, мудрость.  Эти ценности неподвластны времени и волнуют всегда.

До сих пор ни в художественной литературе, ни в кино и драматургии, ни тем более в музыке не было освещения истории, когда кавказцы все вместе отстояли свою независимость. Об этом свидетельствуют только легенды, эпические песнопения, которые не должны исчезнуть. Для этого я и написал оперу, где определил для себя задачу – воскресить старинные народные песни, танцевальные ритмы, музыку и игры.

Работая над оперой, в музыке я старался вывести две дополняющие друг друга линии – героику эпическую и лирическую на фоне борьбы народов Кавказской Албании против иноземцев. Лирические страницы в основном связаны с прекрасным образом Эквер — возлюбленной Шарвили, храброй и преданной. В соответствии с законами жанра героико-эпической оперы музыкальному развертыванию я старался придать характер мужественной величавости. А само содержание музыкальной речи, ее интонация восходят в своей основе к древним, сплошь диатоническим пластам лезгинского фольклора, имеющим мало общего с современной музыкой лезгин — прямой и цветистой.

— Как вы этого достигли? В чем новизна музыки «Шарвили», вернее, воскрешение древней музыкальной культуры?

— Сегодня у нас десятки сотен виртуозных танцевальных коллективов, но как однообразна их ритмика. У лезгин, как у армян, болгар, румын, других народов, были круговые танцы в музыкальном размере 5/8. Все они сохранили эти танцы, а у нас их нет. Я стремился воссоздать многие мелодии и танцы в этом размере. Конечно, до нас вряд ли дошли песни и мелодии более двухтысячелетней давности в том звучании, в каком они исполнялись во времена Кавказской  Албании, но я использовал старинные мелодии, которые наверняка имеют много общего с музыкой тех далеких времен. Я старался объединить музыкальную культуру кавказских народов, где мало различий, много общего в обычаях, религии, свадебных обрядах, молодежных праздниках.

— Кто написал либретто оперы?

— Сказание о Шарвили изложено в нескольких вариантах нескольких авторов, но ни одно из них не ложилось мне на душу. А вот изложенное журналистом Имарой Багировой понравилось сразу же, с первого варианта. Получилось крупное полотно в двух действиях, семи картинах. Экспертный совет Министерства культуры РД дал одобрительное заключение, и (спустя несколько лет), сейчас появилась возможность сделать оперный спектакль, на который я приглашаю в конце зимы в Театр оперы и балета всех дагестанцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Приглашают «Порт-Петровские Ассамблеи» 

    Впервые за годы проведения мероприятия в связи с сохраняющейся сложной санитарно-эпидемиологической...

    7

    2 часа назад

  • Каждое изделие — эксклюзив 

    Вглядитесь в этот браслет (внизу) – сдержанный, стильный, органичный. Алмазные грани будто ловят лучи солнца,...

    14

    5 часов назад

  • Музыка объединяет 

    Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» уже второе десятилетие знакомит...

    4

    5 часов назад

  • На встречу с прошлым и настоящим 

    Звучит барабан, звенят браслеты, завязывается узелок на ковре, на гончарном круге «растет» кувшин,...

    41

    1 день назад

  • Исполняя заветы предков 

    Террор и насилие – страшные слова, за которыми сотни тысяч жертв. К сожалению, в истории нашей республики...

    18

    2 дня назад

  • В стиле дагестанского этно 

    Необычное хобби в жизни преподавателя детской художественной школы Каспийска появилось относительно...

    28

    6 дней назад