Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 29 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

На встречу с прошлым и настоящим

A- A+

Звучит барабан, звенят браслеты, завязывается узелок на ковре, на гончарном круге «растет» кувшин, расцветают узоры на сулевкентском подносе, национальные костюмы выходят в народ…

В Национальном музее РД прошёл фестиваль национальных культур, где площадка музея стала Дагестаном в миниатюре. Каждый гость мог буквально прикоснуться к искусству предков и раскрыть в себе новые таланты в ювелирном искусстве, ковроткачестве, кайтагской вышивке, росписи этнических орнаментов на бумажной кукле, на сулевкентских кувшинах, вязании джурабов и во многих других направлениях.

Приветствуя гостей, руководитель отдела по внешним связям Юлия Сизикова отметила, что этот праздник олицетворяет дружбу наших народов и основа процветания республики – в единстве всех дагестанцев.  Дагестан – наша общая Родина, и его будущее зависит от каждого из нас.

У входа в музей волонтеры и сотрудники учреждения раздают гостям защитные маски, распыляют на руки дезинфицирующие средства. Народ пришел на встречу с прошлым и настоящим. Разлетаются по двору национальные мотивы, отбивают ритм барабанщики, кружатся в лезгинке горянки, «зажигают» джигиты.

– А кто такой имам Шамиль?– спрашивает у детей ювелирных дел мастер Арсен Асхабов и за правильные ответы на «национальные» вопросы раздает призы.

– Приятно, что многие дети проявляют интерес к истории Дагестана, традициям и обычаям, но родителям важно понимать, что нельзя всю ответственность за образование детей возлагать на школу. Рассказанная им сегодня история запомнится навсегда, ведь детская память, как губка, впитывает информацию, – говорит он.

Интерес у мальчишек вызывает серебряный кинжал с бронзовым барельефом имама Шамиля, на другом – Александр Македонский. Мастер планирует создать серию с изображением известных полководцев. И кто-то из мальчишек крикнул: «Я тоже буду делать такие кинжалы! А для тебя мама – браслет!». Пожелаем ему удачи и смотрим на дефиле национальных костюмов.

Студенты технического колледжа имени Р.Н. Ашуралиева по специальности конструирование, моделирование и технология швейных изделий под руководством кандидата искусствоведения Татьяны Серовой создали костюмы народов Дагестана.

– В коллекции представлены костюмы низменного и горного, южного и северного Дагестана. Перед вами реконструкция костюмов, выполненных по иллюстрациям художников конца XIX – начала XX вв. и описанию этнографов-кавказоведов, – говорит Татьяна Серова. – Каждый народ славится своей культурой. А народный костюм выражает своеобразие исторического развития Дагестана.

Например, на костюм кумычки, по ее словам, повлияла культура народов Северного Кавказа. Платье под названием «полуша» имеет шлейф. На голову накидывают платок, который называется «тастар». В наряде лачки из селения Кумух преобладают красные оттенки.

Многообразие дагестанских костюмов привлекало не только ученых Кавказа, но и зарубежья. Костюм аварки из селения Ириб выполнен по иллюстрациям немецкого художника Макса Тильке, работавшего в Дагестане по приглашению императора Николая II в 1905 году.

– Ботлихский костюм венчает головной убор, напоминающий рога, что говорит о значимости культа быка. Поверх головного убора женщины накидывали белое покрывало, – продолжает искусствовед. –  Реконструкция андийского костюма также выполнена по иллюстрациям Тильке. Головной убор седлообразной формы у аварцев, проживающих в высокогорных районах западного Дагестана, напоминает об архаичном происхождении и господстве языческой веры.

Национальные наряды разбира­ли на подиуме и мастер-классе. Маленькая Алина мнет бумагу, бросает в сторону, выводит штрихи, и снова не то, снова мятая бумага и скрещенные на груди руки.

– Что случилось, малышка? – интересуется художник и реставратор Национального музея РД Анна Самарская.

– На меня вдруг напал творческий кризис! – объясняет девочка свои неудачи.

– Это нестрашно. Повторяй за мной, – учит художник. Дети рисуют эскизы этнических костюмов, мамы наблюдают и помогают.

В центре внимания – хореографический ансамбль «Ак-Гель» с танцем дженгутаевских кумыков и грузин. И точно в такт музыке вертится гончарный круг. Если верить легенде, первым лепить изделия из глины начал добрый бедняк Калкуччи, который научил всех односельчан этому мастерству, однако самые изящные изделия получались только у женщин. Поэтому в былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины, а мужчины развозили готовые изделия на повозках по всему Дагестану. Мастерица лепит и рассказывает, что с глиной в Дагестане начали работать еще в древности. Уже в период раннего Средневековья сложились известные нам основные центры гончарного мастерства: Балхар, Джули, Кахуль, Эндери, Сулевкент, Испик. С приходом арабов в VII веке обработкой глины стали заниматься гораздо активнее, начала развиваться международная торговля.

Научиться еще одному древнему ремеслу – ковроткачеству – можно у научного сотрудника музея Миланы Махмудовой. История ковроделия уходит корнями в глубину столетий. Было время, когда этим ремеслом занимались многие наши народы. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок говорят о том, что жители Дагестана с древних времен занимались прядением и ткачеством. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи.

А в это время со сцены:

В нашем горном Дагестане люди
разные живут.
Много песен, танцев знают, память
предков берегут.
Высоко парит орлица, горы к небу
прямо льнут,
Каспий ярко серебрится, здесь
гостей желанных ждут…

День был полон радостных эмоций, сочных красок, музыкой, танцами и познавательной экскурсией по музею.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»