Наследие Халилбека Мусаясула

Великое наследие замечательного сына Дагестана и по сей день заставляет ученых и исследователей мира изучать и постигать его талант, работать над увековечением памяти великого художника. Дар, который оставил Халилбек Мусаясул из аула Чох, стал достоянием всего человечества совсем недавно - только два десятилетия назад.
В актовом зале Дагестанского научного центра РАН в Махачкале состоялась юбилейная научная сессия, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника.
Напомним, что Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН провел сессию в рамках Программы фундаментальных исследований президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Для участия в ее работе были приглашены представители общественности, ученые, интеллигенция.
Научный руководитель ИЯЛИ, академик РАН Гаджи Гамзатов назвал свое выступление синтезом всех публикаций о жизни и творчестве художника:
– В основе его наследия лежит природный талант, помноженный на труд. В композиции живописи, мне кажется, ему не было равных. Он считал человека центром Вселенной и венцом природы, что отражается в каждой из его работ.
Покидая родину, ему думалось, что он никогда больше не вернется и сколь мучительной будет разлука.
Халилбек Мусаясул (1897-1949) родился в с. Чох Гунибского округа Дагестан-ской области в семье капитана царской армии, наиба округа Исрафила Манижал-Мусаясула. Когда ему шел 10-й год, он остался круглым сиротой. Старшие братья, видя незаурядный талант мальчика к рисованию, помогли ему поступить в Тифлисское училище изящных искусств — филиал Петербургской академии художеств. После первого курса учебы в 1913 г. талантливый юноша был направлен в Мюнхенскую Королевскую академию живописи к знаменитому Францу Рубо, который впоследствии завещал свою мастерскую любимому ученику.
С началом первой мировой войны X. Мусаясул вынужден был оставить учебу и вернуться в Дагестан. В 1915-1916 годы он преподавал в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, в 1916-1917 годы был помощником начальника передового отряда Красного Креста при Кавказском корпусе. По возвращении в Темир-Хан-Шуру работал в типографии М.Мавраева, участвовал в издании журнала «Танг Чолпан» в качестве художественного редактора. В 1919 г. он вместе с А. Лансере организовал курсы художников. После установления советской власти Халилбек был назначен заведующим подотделом искусств Дагестанского ревкома.
В 1921 году X. Мусаясул вновь уехал в Мюнхен для продолжения образования. Академию он закончил с высокой оценкой («по первому разряду»). Правительство СССР отказало художнику в праве на дальнейшую стажировку, и X. Мусаясул сделал непростой выбор — остался в Германии, где были условия для дальнейшего творче-ского роста.
В 1936 году в Мюнхене вышла его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей», которая покорила читателей литературными версиями народных преданий Дагестана, а также ностальгическими чувствами художника по своей родине — Дагестану. Тоска по родной земле, по близким в Халилбеке была настолько остра, что в ситуации вынужденного выбора гражданства он остановился на Иране, т.к. считал эту страну родиной своих далеких предков.
В 1939 году Халилбек женился на баронессе Мелани (Мушка) Нагель, ставшей его опорой и верным другом, а после его смерти — бережным хранителем творческого наследия художника. Как и Халилбек, она была также талантлива, занималась историей, изучала старинную музыку, писала рассказы и стихи, активно публиковалась. После смерти мужа до конца дней своих бережно хранила о нем память.
Благодаря высокому таланту и большому трудолюбию Халилбек Мусаясул стал всемирно известным художником. Выставки его картин с успехом проходили в Англии, Германии, Франции, Америке, Испании, Италии, Турции, Швейцарии, других странах. Картины X. Мусаясул хранятся и в известном Метрополитен музее (Нью-Йорк), где находятся также мраморные слепки рук живописца как знак признания его вклада в мировую культуру. Такой чести удостаивались не многие деятели культуры.
Халилбек Мусаясул умер в 1949 году. Ему было всего пятьдесят два года. Художника похоронили в США.
Для тех, кто изучает дагестанскую литературу и искусство, наверняка будет интересно узнать больше о графике, литературном наследии, геральдических мотивах в творчестве Халилбека Мусаясула. Интересный момент – его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей», переведенная с немецкого языка доцентом кафедры зарубежной литературы ДГУ Сияли Гаджиевой, была издана в 1936 году в Германии, опутанной уже сетями фашизма. В ней свадебные и похоронные обряды, народные предания родного края обрели особенный, ностальгический оттенок.
Что касается проблем изучения историко-культурного богатства Дагестана, то заместитель директора Института ЯЛИ, доктор исторических наук Амирбек Магомедов коснулся в основном двух аспектов: «Первый — это задача изучения наследия, исторических традиций формирования светских начал дагестанской культуры, связанных в первую очередь с XX веком. Второй — изучение роли нашей традиционной культуры, художественно-ремесленной в частности, в судьбах народов России, стран СНГ, ряда стран дальнего зарубежья.
По результатам проведения научной сессии будет опубликован сборник, куда войдут исследования дагестанских ученых о жизни и деятельности, литературном и художественном наследии, интересных фактах и биографии семьи Халилбека Мусаясула.
Статьи из «Культура»
Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене
