Наследие Халилбека Мусаясула
Великое наследие замечательного сына Дагестана и по сей день заставляет ученых и исследователей мира изучать и постигать его талант, работать над увековечением памяти великого художника. Дар, который оставил Халилбек Мусаясул из аула Чох, стал достоянием всего человечества совсем недавно - только два десятилетия назад.
В актовом зале Дагестанского научного центра РАН в Махачкале состоялась юбилейная научная сессия, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника.
Напомним, что Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН провел сессию в рамках Программы фундаментальных исследований президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Для участия в ее работе были приглашены представители общественности, ученые, интеллигенция.
Научный руководитель ИЯЛИ, академик РАН Гаджи Гамзатов назвал свое выступление синтезом всех публикаций о жизни и творчестве художника:
– В основе его наследия лежит природный талант, помноженный на труд. В композиции живописи, мне кажется, ему не было равных. Он считал человека центром Вселенной и венцом природы, что отражается в каждой из его работ.
Покидая родину, ему думалось, что он никогда больше не вернется и сколь мучительной будет разлука.
Халилбек Мусаясул (1897-1949) родился в с. Чох Гунибского округа Дагестан-ской области в семье капитана царской армии, наиба округа Исрафила Манижал-Мусаясула. Когда ему шел 10-й год, он остался круглым сиротой. Старшие братья, видя незаурядный талант мальчика к рисованию, помогли ему поступить в Тифлисское училище изящных искусств — филиал Петербургской академии художеств. После первого курса учебы в 1913 г. талантливый юноша был направлен в Мюнхенскую Королевскую академию живописи к знаменитому Францу Рубо, который впоследствии завещал свою мастерскую любимому ученику.
С началом первой мировой войны X. Мусаясул вынужден был оставить учебу и вернуться в Дагестан. В 1915-1916 годы он преподавал в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, в 1916-1917 годы был помощником начальника передового отряда Красного Креста при Кавказском корпусе. По возвращении в Темир-Хан-Шуру работал в типографии М.Мавраева, участвовал в издании журнала «Танг Чолпан» в качестве художественного редактора. В 1919 г. он вместе с А. Лансере организовал курсы художников. После установления советской власти Халилбек был назначен заведующим подотделом искусств Дагестанского ревкома.
В 1921 году X. Мусаясул вновь уехал в Мюнхен для продолжения образования. Академию он закончил с высокой оценкой («по первому разряду»). Правительство СССР отказало художнику в праве на дальнейшую стажировку, и X. Мусаясул сделал непростой выбор — остался в Германии, где были условия для дальнейшего творче-ского роста.
В 1936 году в Мюнхене вышла его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей», которая покорила читателей литературными версиями народных преданий Дагестана, а также ностальгическими чувствами художника по своей родине — Дагестану. Тоска по родной земле, по близким в Халилбеке была настолько остра, что в ситуации вынужденного выбора гражданства он остановился на Иране, т.к. считал эту страну родиной своих далеких предков.
В 1939 году Халилбек женился на баронессе Мелани (Мушка) Нагель, ставшей его опорой и верным другом, а после его смерти — бережным хранителем творческого наследия художника. Как и Халилбек, она была также талантлива, занималась историей, изучала старинную музыку, писала рассказы и стихи, активно публиковалась. После смерти мужа до конца дней своих бережно хранила о нем память.
Благодаря высокому таланту и большому трудолюбию Халилбек Мусаясул стал всемирно известным художником. Выставки его картин с успехом проходили в Англии, Германии, Франции, Америке, Испании, Италии, Турции, Швейцарии, других странах. Картины X. Мусаясул хранятся и в известном Метрополитен музее (Нью-Йорк), где находятся также мраморные слепки рук живописца как знак признания его вклада в мировую культуру. Такой чести удостаивались не многие деятели культуры.
Халилбек Мусаясул умер в 1949 году. Ему было всего пятьдесят два года. Художника похоронили в США.
Для тех, кто изучает дагестанскую литературу и искусство, наверняка будет интересно узнать больше о графике, литературном наследии, геральдических мотивах в творчестве Халилбека Мусаясула. Интересный момент – его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей», переведенная с немецкого языка доцентом кафедры зарубежной литературы ДГУ Сияли Гаджиевой, была издана в 1936 году в Германии, опутанной уже сетями фашизма. В ней свадебные и похоронные обряды, народные предания родного края обрели особенный, ностальгический оттенок.
Что касается проблем изучения историко-культурного богатства Дагестана, то заместитель директора Института ЯЛИ, доктор исторических наук Амирбек Магомедов коснулся в основном двух аспектов: «Первый — это задача изучения наследия, исторических традиций формирования светских начал дагестанской культуры, связанных в первую очередь с XX веком. Второй — изучение роли нашей традиционной культуры, художественно-ремесленной в частности, в судьбах народов России, стран СНГ, ряда стран дальнего зарубежья.
По результатам проведения научной сессии будет опубликован сборник, куда войдут исследования дагестанских ученых о жизни и деятельности, литературном и художественном наследии, интересных фактах и биографии семьи Халилбека Мусаясула.