Купить PDF-версию
23:41 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
05:15 22.05.2013

Научиться беречь друг друга

Спектакль «Али с гор» полноправно является классическим спектаклем репертуара Аварского музыкально-драматического театра по одноименной драме З.Алиханова. В свое время он основательно взволновал зрителя. И вот театр снова обратился к этой замечательной пьесе.

Однако, надо сказать, что нынешний спектакль отнюдь не относится к категории «восстановленных» — он совершенно новый. Театр серьезно, по новым творческим принципам осмыслил драматургический текст, внес в него существенные коррективы без ущерба для художественного пласта и идейной формулы. Спектакль фундаментально осовременен.

События драмы имеют прямое отношение к сегодняшней действительности – они остро созвучны нашему лихому постсоциалистическому времени, когда предельный эгоизм беспощадно сотрясает наше общество. Режиссер убрал то, что не нужно сегодня на его взгляд. И не ошибся. Многопластовая прозрачность спектакля дает возможность зрителю погружаться в русло сюжета ровно на ту глубину, на которую ему хватит сил. Х.Абдулгапуров не возводит своих героев в ранг ангелов – не затушевывает присущие им человеческие слабости: он просто показывает их внутреннюю борьбу. Этим и интересна техника актерской игры. Болевой нерв сюжета – это трагедия несбывшейся любви: она великолепно сыграна артистами Ш.Исмаиловым, Мадиной Магомедрасуловой. Публика долго находилась в оцепенении, став свидетелем кровавого итога отношений горячо любящих супругов. Али в ярости убивает жену Заду. А потом, убедившись в своей ошибке, закалывает и себя кинжалом. Это впечатлительный, но печальный пример того, как в две-три бешеные реплики можно вложить целые судьбы людей. Али и Зада настолько узнаваемы, что берет оторопь, когда следишь за ними в этот роковой час. 

Трагедия, казалось, произошла случайно. Однако режиссерская концепция исключает категорию случайности. В спектакле пронзительно звучит вопрос: «почему произошла трагедия?». По Х.Абдулгапурову, виновато общество,  несчастлив человек – несчастливо общество. Али убивает Заду, легко поверив в ядовитые сплетни Шамай (артистка П.Гаджиева) и Исы (заслуженный артист России М.Нурмагомедов). 

Всем своим ходом спектакль мудро повествует о том, что любовь есть не только мир чувств, но и категория нравственной ответственности: любовь без прочной и чистой морали лишена положительного смысла.

Достойную лепту в высокое качество спектакля внесли И.Миронова (художник) и М. Гусейнов (композитор). Они придали спектаклю красочность и звучность.

В спектакле занят весь актерский состав. Зрелищны массовые сцены – они органично вписываются в сюжетное русло. Актеры играют правдиво и в нужном темпе.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

7
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

28
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...