Неизвестный Дагестан
Сегодня ученым редко удается открыть неизвестный источник информации о прошлом Дагестана. Хотя, казалось бы, уж они точно знают, где, что и как «лежит». Но Дагестан еще хранит в себе много тайн, убежден доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН Амирбек Магомедов.
Можно представить себе радость, когда находится новый материал для изучения. И вовсе не обязательно, чтобы он был зарыт глубоко под землей.
– Мой товарищ, ведущий научный сотрудник нашего Института Хизри Юсупов в 90-е годы в Избербашском архиве видел несколько похозяйственных книг сел Дахадаевского района. Мы решили выяснить судьбу этих материалов и отправились в район. Разыскали ценные документы о жизни сел в 1930-х и 1940-х годах.
– Чем они интересны с научной точки зрения?
– Похозяйственные книги сельсоветов Дагестана – уникальная находка для специалистов многих научных дисциплин: культурологов, историков, краеведов, демографов, экономистов, социологов, языковедов … Они отображают уклад жизни горцев. Так, из сведений о селении Харбук Дахадаевского района, умельцев народных промыслов называли просто «кустарь», без конкретного указания узкой специализации мастера. А в селении Кубачи, как выяснилось, указывали род деятельности: «серебряный мастер», «кинжальщик», «котельщик», «медный мастер», «латунный мастер», «журабщица», «носочница» …
– Наверняка, в них сохранилась информация о старинных домах. Могут ли эти сведения как-то воздействовать на сохранение, восстановление старых построек?
– Да, такая информация есть. Причем строения действительно старинные. Например, жилище Жалила Магомедова было построено в 1788 году. Есть дома, построенные аж в начале 1700-х годов. Нашли «утерянные» фамилии харбукцев: Бижанов, Варкаев, Антаев, Апапов, Завкаев, Кужаков, Кайдаев, Калшиев, Калипов, Мирдишов, Макиев, Разиев, Сиркуев, Судияров, Ташлуков, Туров, Уккаев, Чакмаев …
Сегодня, когда старое село Кубачи разрушается, очень важно сохранить каменных свидетелей прошлого. И хорошо бы превратить их в этнодома со всеми атрибутами горского быта вековой давности, где мог бы остановиться путешественник. И чтобы в каждом таком доме хранилась книга истории села, района, в которой отдельной главой говорится об отходнических промыслах.
По имеющимся данным, можно понять, что в 1930-е годы появляются новые формы трудовой миграции. В это же время харбукцы стали перебираться в Грузию. В основном переселенцы – это молодые люди 18-25 лет. Согласно документам, количество людей, покидавших колхозы, росло. Уезжали в города, в соседние районы, где работали по договору с местными сельсоветами или правлениями колхозов. Кубачинцы в первые годы Великой Отечественной войны переезжали в земледельческие села Табасарана, Нижнего Кайтага. Многие трудились на заводах в Каспийске.
Нашим историкам сегодня необходимо ставить перед Правительством Дагестана вопрос о передаче похозяйственных книг из муниципальных архивов в Центральный государственный архив РД
– Эти книги действительно важны для изучения истории Дагестана, – соглашается с коллегой Хизри Юсупов. – Ученые, анализирующие тот период, до сих пор ограничиваются в основном архивными данными, как правило, из госархива. В исследованиях практически не встречаются сведения из похозяйственных книг. Сегодня обществоведам республики необходимо признать важность подобных источников и всерьез озаботиться проблемами введения их данных в научный оборот. Нашим историкам сегодня необходимо ставить перед Правительством Дагестана вопрос о передаче этих книг из муниципальных архивов в Центральный государственный архив РД. И инициатором в этом вопросе, на наш взгляд, могли бы выступить Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы и Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Особенно это касается материалов периода 1930-1940-х годов, как наиболее насыщенных ценными сведениями. Несмотря на плохую сохранность и качество записей, работать с ними можно.