Купить PDF-версию
16:30 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Непознанная Махачкала

10 лет назад, в год 150-летия столицы Страны гор, в Дагестане впервые был открыт музей истории города Махачкалы. Так и идут эти два события рука об руку. В нынешнем году Махачкала отметит 160-летие со дня своего основания, а ее музей – первый юбилей еще в коротких штанишках – у него десятилетие.

Тогда в 2007 году по решению администрации города был возведен мемориальный комплекс русской интеллигенции, в народе известный как памятник русской учительнице. Он возвышается на плоской крыше цилиндрического здания, которое и должно было быть по проекту музеем истории города.

— Когда мне предложили организовать этот музей и возглавить его работу, согласилась не сразу, — вспоминает директор Зарема Дадаева. – Я работала в Первой художественной галерее современного искусства, которую «родили» мы вместе с искусствоведом Джамилей Дагировой. Галерея стала нашими усилиями своеобразным брендом культурной жизни Махачкалы. Мы реализовали интересные проекты выставочной деятельности. Это была своеобразная лаборатория. Мы много экспериментировали, были раскованы в своих замыслах, работа была живая. А музей – это же совсем другое: академичность, в известном смысле статика. Чем музей может быть интересным людям? – задавала себе вопрос и ответ находила не сразу. Потом появились кое-какие идеи, которые захотелось реализовать. Я согласилась организовать музей при условии, что никто не будет диктовать художественную политику.

До этого никто историей города не занимался. Фондов никаких не было. Ни одного экспоната! Зарема Гаджиевна была в определенном смысле первопроходцем. Со своими единомышленниками она по крупицам собирала фото из разрозненных семейных архивов, которые в исторической шкале ценностей оказались жемчужинами. Это было непросто. Ведь две трети горожан – коренных махачкалинцев, уехали, увезли объекты  материальной культуры, да и нематериальной тоже. Воспоминания, знание истории зданий, сооружений, а многие предметы быта махачкалинцы просто выбрасывали на свалку. Поэтому приходилось лазать по кучам мусора в поисках старых вещей – торшеров, радиодинамиков, приемников, кувшинов, самоваров, ковров…  Быт тех горожан, которые остались, пал жертвой евроремонта. Теперь редко встретишь жилье махачкалинца в национальном стиле.

— Мы опоздали. Создали бы музей лет на 20 раньше, когда не было такой миграции махачкалинцев, был бы у нас богатый предметный бытовой ряд начала века – история повседневности, — с сожалением констатирует Зарема. – А в Махачкале открылся музей без фондов. Это нонсенс.

Приходилось ездить в Азербайджан и Грузию, собирать дореволюционные документы о Махачкале, в петербургский Эрмитаж, Кунсткамеру, музей истории России в Москве… Закупали значки, почтовые марки с изображением Махачкалы, что-то дагестанцам давали по договору, что-то дарили – везде встречали доброжелательно.

В первые 5 лет работы музея были сделаны солидные закупки – более 200 полотен живописи, графики мэтров изобразительного искусства Дагестана. Замечательная выставка «Город в красках» как раз и была собрана из этих картин. Живопись, графика, арт-объект, инсталляция, декоративно-прикладное искусство рассказывали много интересного о старом порте, новых микрорайонах, дачных поселках, заводских корпусах, залитых солнцем улочках, морском прибое, о Тарки-Тау, судах на стапелях, старинной водонапорной башне, стройках Махачкалы. Город старый, город новый… Как много раздумий навевает он. Пронзительные встречи с родной Махачкалой были так необходимы, рождая милые воспоминания, восстанавливая срезы истории в водовороте сюжетов, стилей, эпох.

А как о многом рассказала выставка в зале музея «Железная дорога и город». Фотографии, документы, объекты… и выпущенный к этому проекту каталог, который явился настоящим исследованием в истории развития и становления железнодорожной магистрали, сыгравшей важную роль в перенесении столицы из отдаленной Темир-Хан-Шуры в оживленную Махачкалу, где были морские и сухопутные пути сообщения. Первая железнодорожная ветка вызывала восхищение современников того периода.

— Помните первую выставку музея? – спрашиваю у Заремы Гаджиевны.

— Мне хотелось, чтобы музейная площадка не замыкалась стенами, была бы живой, вышла в город, будоражила воспоминания горожан, не позволяла забывать героическое прошлое махачкалинцев. И вот свой первый проект я назвала «Я погиб за Родину» о 95 тысячах дагестанцев, не вернувшихся с Великой Отечественной. В республике издана 11-томная Книга памяти, где назван каждый из погибших на той войне. Мы перевели ее в визуальный формат. В зале музея, где главная колонна была обвита гигантской Георгиевской лентой, установили огромный экран, на нем в непрерывном режиме круглые сутки проецировались каждая фамилия погибшего дагестанца, его год рождения, откуда родом, где захоронены его останки. Все погибшие будто выходили из строя, напоминали о себе и возвращались в ряды героев. 7 дней и 7 ночей – 168 часов в непрерывном режиме транслировались неспешно их имена. Люди приходили в музей, садились напротив экрана и молча поминали каждого земляка, вышедшего из неизвестности.

В день Великой Победы махачкалинцы садились прямо на тротуарах и читали фамилии своих героев. Сколько было благодарных звонков от горожан. Они говорили «спасибо», что увидели фамилии своих близких, погибших в той жестокой войне. Звонили из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Вильнюса, Грузии, говорили работникам музея трогательные слова признания за ту большую проделанную работу по увековечению памяти их родных и близких. Ведь проект махачкалинского музея « Я погиб за Родину» «разлетелся» по всемирной сети и был высоко оценен специалистами из Москвы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – особая тема в работе коллектива музея. Вслед за масштабным проектом «Я погиб за Родину» родилось его продолжение «Потому что люб­лю» — трансляция писем солдат с фронта, где взрослые мужчины и нецелованные юноши говорили о своих чувствах перед боем, признавались близким, как им непросто шагать дорогами войны, что им страшно умирать, но они ради любви к родным, любимым, Родине идут в атаку, чтобы защитить их от коварного врага.

Всех проектов музея не перечислить, их было свыше 80. И каждый из них помечен словом «Впервые». Это «Петровск – Махачкала в почтовой открытке 1902-1923 гг».; «История моего народа»; «На изломе эпох»; «Династия»; «Барият Мурадова. Первая профессиональная актриса Дагестана», получивший грант Президента РД, выставка-рассказ о кругосветных путешествиях по морям и океанам махачкалинца Евгения Гвоздева и многие другие.

Музей истории города – единственная институция, которая ежегодно проводит циклы научно-просветительских семинаров «Городские чтения», представляющие возможность получить  концентрированную информацию по истории и культуре Дагестана» от ведущих специалистов-историков, искусствоведов, журналистов, художников республики, Москвы, С.-Петербурга.

Музей часть своих проектов осуществляет в партнерстве с Министерством культуры РД, Национальной библиотекой им. Р. Гамзатова, музеем ИЗО, Русским географическим обществом, Центральным музеем современной истории России (Москвы), музеем истории Тбилиси и некоторыми другими в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Санкт-Петербурге.

10-летнюю работу музея невозможно вместить в газетные строки и отзывы 85 тысяч человек, посетивших его выставки. Коллектив  музейщиков, руководимый неутомимым тружеником Заремой Дадаевой, всегда в поиске. Вот и сейчас в год своего юбилея и более значимого — 160-летия города Махачкалы музей готовит интереснейшее издание  с иллюстрациями и включением редких документов, ненаучных статей, стихов о городе, исторические фотографии. А еще  ко Дню города решено сделать проект «Городские миражи» — выставку с изображением памятников, домов-аксакалов, которые поддерживали стиль Махачкалы, ее историческое наследие.

 

Статьи из «Махачкале – 160 лет»