X
00:31 10.01.2017

Нестареющий юмор народного героя

Гулизар Султанова
18

В дни новогодних каникул вся развлекательная индустрия работает на детей. А что же делать взрослым? Лакский музыкально-драматический театр им. Э. Капиева озаботился этим вопросом и порадовал на выходных своего зрителя спектаклем по пьесе Амира Курбанова «Молла Насреддин» в новом прочтении режиссера Скандарбека Тулпарова.

Классическая постановка, созданная еще в 1939 году талантливым кумыкским драматургом специально для двух великих актеров – Барият Мурадовой и Тажутдина Гаджиева, с большим успехом шла в довоенные годы на сцене Кумыкского театра, сразу завоевав успех и признание зрителей. С тех пор несколько поколений дагестанских актеров, представляющих практически все национальные театры Дагестана, принимали участие в жизни этого спектакля, создавая на сцене свои яркие образы, живо, метко и точно наделяя его персонажей всеми чертами, присущими богатым и бедным, – лицемерие и лживость одних и простота, искренность других, иногда граничащая с острым умом и тонким юмором, людей из народа.

В этот январский вечер на сцене театра развернулся настоящий яркий праздник – персонажи сменялись масками, характеры и образы жили на сцене, перенося зрителя в маленький сельский дворик главных героев народных сказаний – Моллы Насреддина и его жены Джумайсат. Ощущение перемещения в пространстве и времени не покидало зрителя каждый миг, насыщенный разнообразными и удивительными впечатлениями.

Персонажи были представлены народным артистом Дагестана Асланом Магомедовым и заслуженной артисткой республики Саният Курбанмагомедовой. Костюмы, мастерски передающие атмосферу, характеры и черты героев спектакля созданы заслуженным художником Дагестана Верой Агошкиной. Минималистские декорации к спектаклю словно призывали зрителя фантазировать и дорисовывать картину, созданную на театральной сцене. В полной мере был задействован богатый и многообразный актерский потенциал артистов Лакского театра, продемонстрировавших слаженную игру коллектива, где маститые, именитые актеры вместе с молодыми и талантливыми творят и созидают то, что вызывает искреннее восхищение и бурные аплодисменты.

«Со времени создания этого спектакля на сцене Кумыкского театра все последующие актеры брались за непростую задачу – сыграть, не повторив и в то же время не испортив главных комических персонажей народного эпоса – Моллу Насреддина и его Джумайсат, – отметил режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров. – А это, согласитесь, очень большая ответственность. Думаю, что мы пошли на большой риск, задумав воплотить эту постановку, в которой живой актерский план сочетается по замыслу с кукольным. Именно посредством введения наряду с живым актерским планом масок и кукол мы привносим в спектакль элементы классической итальянской комедии масок (вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации). Это спектакль-анекдот, по нашему замыслу, очень динамичный, органичный, живо меняющийся и откликающийся на все, что происходит вокруг».

Перевод классического проиведения «Молла Насреддин», сделанный еще в 40-е годы прошлого века, оказался актуален и по сей день. Его автор – актер Кумыкского театра, лакец Шахмардан Абдуллаев, в совершенстве владевший двумя национальными языками. Именно его мастерство перевода, вобравшее уникальность народного эпоса, хлесткий, точный, искрящийся юмор, было с точностью воссоздано на сцене Лакского театра. В спектакле «Молла Насреддин» давно и прочно связаны неразрывными узами братства и творческого родства несколько коллективов национальных театров республики – в нем были заняты самые выдающиеся актеры современности, его главные герои вполне заслуженно стали всенародно любимы и узнаваемы.

Интересен и тот факт, что главную роль – Моллы Насреддина – сегодня играет актер Лакского театра Аслан Магомедов, ту самую комедийную роль, которую мастерски исполнял его отец, выдающийся актер Садык Магомедов.

Страсть к преувеличениям, насмешливость и ироничность главного героя близки и понятны всем – от мала до велика. Для создания особого подтекста в спектакле широко и активно использовались лексические, фразеологические и грамматические приемы, созданные эмоциональным, ироничным языком.

Этот спектакль – одно из тех непреходящих и бесценных творений, к которым хочется возвращаться снова и снова. Он стал еще одним достижением всего коллектива Лакского театра.

Статьи из «Культура»

Театральный триумф

4
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

Выставки, которые стоит посетить

12
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

На сцене – средневековая Авария

113
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Подарок с национальным колоритом

6
С особой миссией посетила Санкт-Петербург Салихат...

Хиты на все времена

8
Удачные оркестровые метаморфозы песенных мелодий, эмоциональный и жанровый калейдоскоп...

О войне и судьбах

34
Судьбы 80 ветеранов, среди которых Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,...

История на кончиках пальцев

24
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

101
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

20
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

40
Музыка всегда сопровождала советских...

Гений танца

21
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

121
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...