Купить PDF-версию
22:04 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
08:22 12.02.2021

Новое слово о Етиме Эмине

Заира Курбанова, кандидат филологических наук
Выпуск - 2021 №№ 26-27
137

Есть книги, дающие пищу для ума, заставляющие нас думать, сопоставлять и сравнивать, делать умозаключения, а есть и такие, которые затрагивают самые тонкие струны человеческой души, проникают в сокровенные уголки сердца – они заставляют прочувствовать и понять, что человек – это не просто мыслящее, а в первую очередь чувствующее создание природы.

К нига Мансура Кюреви «Етим Эмин (1840–1880)» удивительным образом сочетает в себе эти замечательные качества научной и художественной литературы, позволяя читателям окунуться в сложнейшую историческую эпоху второй половины XIX века, чтобы понять и постичь всю глубину таланта основоположника лезгинской литературы нового времени, его высокий нравственный и духовный потенциал, а также смелость и исключительное гражданское мужество.

О Етиме Эмине написано немало исследований, его жизнь и творчество стали предметами изучения и анализа в трудах многих маститых ученых-литературоведов, писателей.

Подчеркнув весомый вклад каждого из ученых, открывших миру талант и незаурядность
Е. Эмина, автор ставит целью своей работы «дать картину эволюции мировоззрения поэта в тесной связи с чередой событий его жизни и жизни современного ему лезгинского общества». При этом исследователь ставит задачу – преодолеть несоответствие между степенью полноты и достоверности «биографических данных самого любимого лезгинским народом поэта, известных сегодня», и тем местом, которое в самосознании народа занимают сама личность
Е. Эмина и его творчество. Автор пользовался архивными данными переписи населения Южного Дагестана 1886 года, где даты указывались по юлианскому календарю, отстающему от григорианского на 12 дней, а местные жители умели считать возраст на основе мусульманского лунного календаря, где год на 11 дней короче, чем год в григорианском календаре. Учёт этих различий между календарями позволил сделать ряд открытий в эминоведении и установить точные даты рождения и смерти поэта, его предков и близких родственников, определить тот факт, что отец поэта Севзихан был среди преданных Магомеду Ярагскому учеников, покинувших вместе с учителем родные края из-за преследований со стороны властей. А ведь это в дальнейшем определило судьбу поэта, дало ему возможность получить образование, несмотря на все материальные трудности и жизненные лишения. Структура исследовательской работы отражает этапы жизненного пути Е. Эмина в хронологической последовательности, что позволило ученому осветить самые знаменательные вехи жизни поэта, понять причинно-следственные связи событий в его судьбе, приоткрыть завесу тайны, связанной с его личной жизнью.

Таким образом, мы становимся свидетелями уникальных моментов истории, благодаря которым перед нами предстают совершенно разные личности того времени: алчные и жестокие местные феодалы, некоторые представители царской администрации, осознавшие, что только путем просвещения и справедливостью можно завоевать сердца свободолюбивых горцев, ученые-богословы, пытающиеся облегчить жизнь своих собратьев просветительской деятельностью. Автор скрупулезно и планомерно раскрывает личности каждой исторической фигуры, пользуясь уникальным архивным материалом из совершенно разных источников. А в центре этой кропотливой и удивительно интересной работы – личность Етима Эмина.

Структура исследовательской работы отражает этапы жизненного пути Е. Эмина в хронологической последовательности, что позволило ученому осветить самые знаменательные вехи жизни поэта, понять причинно-следственные связи событий в его судьбе, приоткрыть завесу тайны, связанной с его личной жизнью

Из книги следует, что самыми счастливыми годами жизни поэта были годы, когда он служил кадием и смог наконец создать семью с любимой Тюкезбан, которой он посвятил любовную лирику. Легко представить, что такой честный, справедливый человек, как Етим Эмин, был лучшим судьей, заслужил авторитет и доверие простого народа. Закат начался с роковой случайности, которая произошла, как установил ученый, в середине 1871 года, когда поэт упал и повредил ногу. Полученная рана стала причиной болезни, длившейся 9 лет и в конечном итоге приковавшей Эмина к постели. За эти долгие девять лет, по мнению исследователя, классик лезгинской поэзии пережил самые тяжелые и страшные разочарования в жизни.

В ходе исследовательской работы, анализируя стихотворения Етима Эмина и разрабатывая методические рекомендации по изучению его поэтических произведений, я была поражена трагической силой звучания стихотворных строк поэта, в которых он излил всю горечь одиночества и разочарования в близких родственниках и друзьях. Было очень интересно узнать причины такой обиды, отчаяния, скорби, грусти и боли. Книга Мансура Кюреви внесла полную ясность в поиск ответа на эти вопросы. Отдельная часть работы «Судьбы родственников поэта», посвященная именно им, проливает свет на отношения братьев к Эмину, который вырастил их без матери, всегда помогал и поддерживал, но в итоге остался в полном одиночестве, больной и преданный самыми близкими людьми.

Брат поэта Мелик отплатил ему черной неблагодарностью, обирал семью тяжело больного брата, после его смерти завладел домом, завидовал его поэтическому дару и даже пытался присвоить себе его стихи, переписывая их от своего имени. В стихотворении «Завещание» выразительность поэтических средств, с помощью которых поэт изливает чувства горечи и боли, достигает высшей степени выражения. Замечательное по силе своего воздействия на читателя стихотворение «Друзьям» дает повод задуматься над тем, что же такое «дружба», можно ли ее сохранить на протяжении всей жизни или она подвержена влиянию внешних факторов, могут ли близкие по духу люди разойтись на жизненном пути и предать забвению лучшие чувства?

Мансур Кюреви подходит к ответу на эти вопросы с величайшей тщательностью, осторожностью и в то же время этичностью и мудростью. По его мнению, трагические события восстания горцев 1877 года навсегда разделили судьбы Е. Эмина и близких ему по духу друзей, самых образованных людей того времени. Многие были казнены, другие выселены, их имущество конфисковано и продано. И в такой страшный и трагический момент истории Етим Эмин не побоялся встать на сторону восставших. В стихотворении «Взывайте, люди!» на основе текстологического анализа автор делает очень смелый и совершенно справедливый вывод о том, что верующий Етим Эмин призывает не к смирению и покорности, а к борьбе за главную ценность – свободу! Такая исключительно мужественная позиция прикованного к постели больного поэта заставила многих, даже образованных и умных людей, отвернуться от него из-за боязни навлечь гнев властей.

Вся гражданская лирика
Е. Эмина свидетельствует об осознании им того, что ждать милости и великодушия от завоевателя – ложный путь и проявление наивности. В его стихах звучит призыв объединиться всем обиженным и угнетенным. Проанализировав лучшие образцы гражданской лирики поэта и произведения известных ученых-просветителей того времени, Мансур Кюреви делает выводы о том, что события восстания 1877 года навсегда изменили судьбы многих людей, современников поэта.

Отдельная часть книги посвящена взаимоотношениям между ученым-просветителем Гасаном Алкадари и Етим Эмином, ведь они были товарищами, близкими друзьями. Сулейман Стальский, родившийся в 1869-м, назвал его своим учителем. Не обошел вниманием эту сторону жизни лезгинского классика и автор исследования Мансур Кюреви. Анализируя их произведения, автор приходит к выводу, что Е. Эмин был не только непревзойденным поэтом, но и высоконравственным человеком, сумевшим сохранить в самые тяжелые и трагические моменты в истории своего народа мужество, честность и несгибаемую волю к свободе. Он открыто защищал интересы обездоленных и был выразителем их интересов, именно это определило его место в истории лезгинской культуры. При этом ученый не противопоставляет эти две уникальные исторические личности, а призывает правильно оценивать наследие каждого из них.

Книга Мансура Кюреви «Етим Эмин (1840-1880)» читается на одном дыхании, доставляя большое эстетическое удовольствие и заставляя задуматься над самыми глубокими вопросами бытия.

Прошло больше века, а общественность волнуют события тех далеких лет, исследователи раз за разом пытаются восстановить и осмыслить их значимость и ценность для национальной культуры, ведь, по словам С. Есенина, «большое видится на расстоянии». Само появление замечательной книги Мансура Кюреви является подтверждением того, что процесс изучения жизни и творчества светоча лезгинской поэзии – Е. Эмина будет и дальше продолжаться, развиваться и совершенствоваться.

Похожие

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

25
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

20
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

108
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

10
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...