Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 27 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

Новый спектакль – в каждом сезоне

A- A+

Новруз Шахбазов – главный дирижер Театра оперы и балета МК РД. Вот уже десять лет этот коллектив радует дагестанского слушателя своей работой, предлагая возможность познакомиться с произведениями дагестанских композиторов, прикоснуться к культуре родного края, воссозданной в самом прекрасном выражении – музыке. Любовь к искусству, согретая любовью к родному краю, помогает композитору и затем исполнителям его замысла – дирижеру и оркестру - понять и дать нам, слушателям, увидеть и услышать полную картину музыкального произведения.

Он рассказывает о своем творческом пути, сделавшем Махачкалу для него родным домом, Новруз Шахбазов родился в Дербенте и впитал с детства удивительную ауру старинного города, поющего днем и ночью свои песни. Песни, которые так похожи на те, что звучали в сказках тысячи и одной ночи…

В семье маленького Новруза петь и музицировать любили все – это не было профессиональным исполнением, но шло от души, было теплым и красивым. Ему огромное удовольствие доставили годы, проведенные в музыкальной школе. Юная натура, жаждущая музыки, привела его в стены музыкального училища в Дербенте – он закончил его с отличием по классу баяна. Интересно, что в этом году у него юбилей: исполнилось 30 лет со дня знаменательной даты для Новруза Шахбазова – 16 апреля 1979 года он, студент училища, выступил с сольным концертом в двух отделениях в Дербенте! Тут для него открылся простор исполнительский, одновременно он начал заниматься дирижированием у замечательного преподавателя Е. Гавриловой. Эти три года дали Новрузу многое — на выпускном экзамене он уже дирижировал финалом второго концерта Петра Чайковского. В 19 лет он вкусил признание публики – о нем заговорили профессионалы.

«Я это состояние никогда не забуду – у меня получилось», — с открытой улыбкой говорит Н.Шахбазов. Все вокруг поздравляли.  

Для молодой творческой натуры похвала была очень важна – она окрыляла, придавала сил и уверенности в себе. После одного из концертов в Даггосфилармонии Манашир Якубов подошел к нему в фойе и сказал : «В ваших руках звучала музыка». Это была высшая похвала для творческого человека. Новруз в силу своей необычайной природной скромности смутился и что-то хотел возразить, на что Якубов строго сказал: « Я, молодой человек, комплиментов не говорю». Повернулся и ушел.

В 1991 году он был назначен дирижером оркестра народных инструментов Дагестанского комитета радио и телевидения. К этому времени Новруз закончил Горьковскую государственную консерваторию по классу «оркестровое дирижирование» и успел пройти стажировку у профессора Арнольда Каца. В те годы в Дагестане звучали имена великих маэстро, отдавших всю жизнь и искренне любивших искусство. Наверное, с такими высокопрофессиональными людьми особенно интересно работать – ведь от них исходит особенная энергия любви к прекрасному.

— Вы работали с Георгием Папаяном в ту пору, когда он возглавлял этот оркестр? – спрашиваю в надежде услышать что-то о великом таланте, оставившем яркий след в истории культуры республики…

— К сожалению, нет, — отвечает дирижер, и по выражению его лица я не сомневаюсь в этом. – Я застал Георгия Ильясовича, он-то и пригласил меня руководить оркестром народных инструментов.

Те коллективы, которые были при ГТРК «Дагестан», расформировали, и через полгода Постановлением Правительства РД были созданы Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр народных инструментов и Государственный хор. Тогда я стал художественным руководителем – главным дирижером оркестра народных инструментов, и одновременно мне предложили работу дирижером в оперном театре. В 2007 году я ездил в Санкт-Петербургскую консерваторию для повышения квалификации в классе профессора Александра Алексеева. Это, естественно, оказало огромное влияние на меня — общение с таким замечательным педагогом, мастер-классы и участие в репетициях оркестра, посещение спектаклей в Мариинском театре. Мне даже удалось побывать на премьере «Электры» Рихарда Штрауса – эта опера не ставилась в России с 1913 года! Многие спектакли стали просто открытием – Бенджамин Бриттен «Поворот винта», Джузеппе Верди «Риголетто», балетные спектакли…

Везде в мире, и в России в том числе, есть сложившаяся традиция – в связи с очень сложной, напряженной программой в оперном театре, как правило, работают по 2-3 дирижера: огромный объем творческих задач не под силу одному специалисту. Могу это утверждать, потому что столкнулся с такой реальностью на практике – с января 2008 года я являюсь главным дирижером Театра оперы и балета.

— Каково это — быть дирижером большого оркестра в Театре оперы и балета?

— Оперный театр – очень сложный организм. Оркестр, солисты-вокалисты, хор, управление этими тремя составляющими, которые должны гармонично сливаться, звучать слаженно, красиво и динамично, требует, во-первых, знаний и, во-вторых, — большой работоспособности от всех. Недавно мы поставили музыкальную комедию Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Впервые в Дагестане в концертном исполнении прозвучали сцены из оперы «Евгений Онегин». И сейчас, на протяжении этого сезона, мы готовили очень сложную программу «Шедевры мировой классики». Давно мечтал осуществить исполнение такой интересной, сложной программы известных композиторов.
 

Я специально ездил в Нижний Новгород за нотным материалом – к сожалению, у нас в библиотеке не было произведений Пуччини, Бизе, Римского-Корсакова, Бородина… Теперь они будут звучать и со сцены нашего театра оперы и балета. Это большая ответственность, потому что исполнение классических произведений требует высокого профессионализма и от вокалистов, и от оркестра.

— Есть музыканты, которых сегодня не хватает в музыкальной палитре оркестра?

— К моему большому сожалению, нет гобоиста… Приходится его партии распределять по другим инструментам, но это не выход – уникальный тембр гобоя невозможно заменить, потому страдает качество звучания оркестра. Несмотря на то, что министр культуры республики Зумруд Сулейманова нас всячески поддерживает и предложила на любых условиях пригласить музыканта-профессионала для работы в Дагестане, подвижек в этом вопросе пока нет. А между тем у нас в республике, если не считать Москвы и Санкт-Петербурга, самое лучшее положение для музыкантов! Для артистов открываются возможности работать в нескольких коллективах, более того, заработок музыкантов выше, чем в среднем по России. Я очень надеюсь, что нам удастся решить этот вопрос – все необходимое для этого есть, остается дело за малым — найти специалиста, который согласился бы работать в республике.

— Какую музыку сегодня предлагает своим слушателям Театр оперы и балета?

— Основная наша задача – популяризация дагестанской оперы. Сейчас мы начали подготовку новой оперы Магомеда Гусейнова «Шарвили». Репертуар театра украсили произведения Готфрида Гасанова, Наби Дагирова, мы хотели бы привлечь в театральный оперный зал и юного зрителя детской оперой-сказкой «Кошкин дом». По возможности обращаемся и к русской классической опере. В нашем репертуаре есть опера С. Рахманинова «Алеко». Работа театра активизировалась – в последнее время удалось пополнить наш багаж опереттой Мурада Кажлаева «Валида». Планы есть, хочется новых постановок, спектаклей в каждом сезоне – потенциал исполнительский для реализации таких грандиозных планов у нас есть.  

Мы расстались у входа в театр, и я сразу окунулась в полуденную июльскую жару Махачкалы. А на душе было что-то, что согревало больше, чем яркое солнце, ведь время, проведенное с замечательным профессионалом и просто хорошим человеком, останется теплым воспоминанием надолго.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Подготовка юношей и девушек к жизни 

    Курс «Подготовка девушек к жизни» рассчитан на формирование у девушек знаний, умений и навыков организации...

    4

    4 часа назад

  • Два могучих героя 

    Личность Хаджи-Мурата, его короткая, непростая, но такая яркая жизнь, отношения с имамом Шамилем, поступки...

    6

    5 часов назад

  • Театры

    Девочка Майя и декабрь 1941 

    В эти дни вся страна готовится к памятным мероприятиям, посвященным 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда....

    11

    1 день назад

  • Эскизы к дипломным проектам 

    На художественно-графи­чес­ком факультете Даг­гос­педуниверситета прошёл экзаменационный просмотр по...

    11

    1 день назад

  • Канатоходец в шестом поколении 

    Пока одни прочат древнему искусству цовкринцев скорое небытие, другие, отметая прочь нерадужные прогнозы,...

    191

    5 дней назад

  • Ремесло уходит в прошлое? 

    Кавказские народные гуляния испокон веков славились масштабным размахом и пышностью торжества. К каждому...

    28

    5 дней назад