Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:00 | 11 апреля, Вс

Махачкала

Weather Icon

Обновление природы, очищение души

A- A+

Вылепить глиняные шарики, приготовить ритуальную кашу къурункъуса, не мыть посуду до вечера, подняться на крышу дома, держа в руках барта и выкрикивать в соседнюю крышу волшебные слова, приготовить ожерелье из зерен жареного голозерного ячменя и повесить его на водосток крыши…

Так и не только так отмечали в Дагестане Навруз-байрам. Обряды, как и название праздника, у каждого народа были свои. Но все жгли костры и сейчас жгут, потому что верят – огонь очистит.

Главными весенними праздниками, которые довольно пышно отмечались в ХIХ – начале ХХ вв. были Навруз-байрам и праздник первой борозды. И в них заметную роль играли дети и подростки.

– Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева, изучающий мир детства, а точнее – обряды, обычаи, традиции, связанные с участием детей.

У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.

Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков.

Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни, с добрыми пожеланиями обходили каждый дом в ауле: «Навруз келди. Байрамынъыз бан кутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!). Идущий впереди нёс палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, что чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры. Ни один праздник не обходился без конных состязаний.

«Праздник весны пришел к нам из Ирана и представлял собою своеобразный триумф жизни, тепла, света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима. Праздники в честь тепла, весны и солнца были известны в древности и дошли до наших дней у многих народов Европы. А вообще обычай отмечать празднествами переломные моменты года, такие как летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, характерны были в прошлом для многих народов мира.

Возникновение обычая праздновать Навруз как начало календарного года, как новогодний праздник, по мнению дореволюционных исследователей, – результат его проникновения в Дагестан из Ирана. В Иране же начало традиции его празднования связывалось с легендарным основателем древнеперсидской религии маздеизма Зороастром. Сасанидская Персия, время от времени направлявшая свою экспансию на народы Кавказа, периодически овладевала некоторыми ее областями. Так, уже к началу V века в ее состав вошла Кавказская Албания, а в Дагестане на захваченных территориях она оставляла свои гарнизоны, которые впоследствии выступали основателями новых поселений…

Надо полагать, что праздник Навруз, привнесенный в Дагестан в эпоху Сасанидов, оказался его народам не чуждым, так как он наслоился на более древние местные языческие представления, связанные с пробуждением природы весной, с культом солнца как светила, дарующего жизнь, с культом огня, силой очищающей и оплодотворяющей…», – пишет А.Г.Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана (XIX – начало XX вв.)».

Особенно весело и широко его отмечали в лакских селениях и в Южном Дагестане. Хозяйки за несколько дней до начала весны мололи на ручной мельнице зерно в крупу и готовили ритуальную кашу къурункъуса. У лакцев она являлась обязательной при встрече весны, и варили кашу в первый вечер праздника. Блюдо отвечало за достаток в доме. Готовили много, чтобы каждый гость мог отведать угощение, и обязательно каша должна было остаться и на завтра.

Как рассказывает А.Г. Булатова, рутульцы варили подобную кашу из пшена – табаг. Ее, залитую маслом, в одной большой посудине ставили перед членами семьи, собравшимися вместе. Табасаранцы в этот вечер тоже готовили кашу из пшеничной муки, добавляли горох, сушеное мясо, толченые орехи. И согласно примете верили, что если зерно хорошо разварится, то и урожай будет богатый. В лезгинских селениях на Яран-Сувар всегда подавали семь блюд. В праздничном меню: шашлык (только из молодого мяса), пироги, начиненные свежей зеленью, суп из кислого молока, национальный напиток ахтарма, который заготавливали заранее с лета. Овечье молоко нагревали до нужной температуры и добавляли в него в определенных пропорциях овечью же сыворотку. Густая сырная масса оседала на дно посуды, ее сливали в мешочек и, когда оставшаяся сыворотка вытекала, в полученную массу добавляли соль, а также разнообразные дикорастущие душистые травы и хранили ее до весны в бурдюке.

Тысячи дагестанцев и в этом году отметят весенний Новый год, символизирующий обновление природы и очищение души.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»