05:49 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Оперетта – озорная кутерьма

A- A+


Оперетта, оперетта –


Легкий флер мечты и света,


Я люблю тебя за это,


Яркий, дивный, чудный сон.







Такой заявкой ведущих на веселый, яркий праздник открылся вечер «Виват, оперетта!» в Театре оперы и балета.

А потом была познавательная история о появлении оперетты в столице Дагестана. В Махачкале этот музыкальный жанр имеет давние корни. В послевоенные годы на базе Даггосфилармонии создали ансамбль, в репертуаре которого было шесть классических оперетт. Были и вокалисты. В месяц на сцене показывали 7-8 спектаклей. Для небольшой тогдашней Махачкалы собрать зрителей на такое количество музыкальных спектаклей, казалось,­ могло быть делом проблематичным. Спектакли шли с неизменным успехом, зритель так полюбил оперетту, что охотно заполнял зал до отказа. И, как бы в подтверждение того, за что любят оперетту, в исполнении оркестра театра под управлением народного артиста РД Новруза Шахбазова задорно прозвучала интродукция к оперетте «Сильва» венгерского композитора Имре Кальмана. «Этот спектакль полностью вы сможете увидеть в начале следующего театрального сезона в этом же зале», – пообещала ведущая вечера Лейла Пашаева.

И.Кальмана, до сих пор считавшегося непревзойденным классиком этого легкого жанра, сменила «Летучая мышь» блистательного Иоганна Штрауса, где набор розыгрышей, остроумного вранья и веселых недоразумений, в которые попадают главные герои – два друга, покрывающие проказы другого. Основные события происходят на балу во дворце князя Орловского. Тост князя среди шумного веселья исполнил лауреат международного конкурса вокалист Сергей Поздняков в сопровождении оркестра и хора театра.

Какой же вечер оперетты без музыки Франца Легара! Красавица Джудитта из одноименной оперетты уходит от мужа к возлюбленному, и они скрываются в Южной Африке. Но вскоре самовлюбленная героиня разрывает эту связь. Спустя годы они встречаются, и оба понимают, как много они потеряли. Это раскаяние проникновенно передала в арии Джудитты Заира Даибова. Зрители одарили певицу бурными аплодисментами.

И, как бы спохватившись, что так скупо представили короля оперетты И.Кальмана, ведущие вернулись к его творчеству, прежде рассказав байку. Сестру Имре как-то спросили, как брату удается создавать такие замечательные произведения, в ответ она рассказала: «Брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Выпивают несколько литров черного кофе. Выкуривают бесконечное множество сигар, рассказывают анекдоты, хохоча на весь дом, потом долго говорят о погоде, о девушках, о политике … При этом они все время спорят, ссорятся, кричат. Так продолжается несколько месяцев. И… вдруг в один прекрасный день брат сообщает, что оперетта готова».

Результат подобных посиделок в доме Имре Кальмана продемонстрировали артисты Абдула Магомедмирзаев – народный артист РД и Уза Гамидова в дуэте «Ха-ца-ца» из спектакля «Цыган-премьер», в сопровождении оркестра, руководимого дирижером, заслуженным артистом Чеченской Республики, лауреатом Всероссийского конкурса Ильей Петренко.

Вечер был долгим с прекрасной музыкой и интересными, познавательными историями о создании некоторых оперетт и о самих композиторах, которыми насытил сценарий концерта режиссер Александр Прасолов. Например, Имре Кальман стал композитором, которого история ассоциирует с эпохой «Серебряного века оперетты», «благодаря» препротивной болезни суставов. Он учился на пианиста, но из-за артрита переключился на композиторскую деятельность. Его оперетта «Марица» сделала сочинителя музыки богачом. Сразу после премьеры он купил первый в Вене кадиллак и переехал в самый фешенебельный район австрийской столицы, наняв большой штат прислуги.

Блистательное сочинение «Фиалка Монмартра» И.Кальман посвятил любимой жене – русской актрисе Вере Макинской. Первая постановка этой оперетты выдержала 170 представлений. Невероятный успех!

По 16 часов в сутки 8 месяцев композитор трудился над опереттой «Принцесса цирка». Примечательно, что она имеет два названия: мужское – «Мистер Икс» и женское – «Принцесса цирка». Сам И.Кальман склонялся к женскому из-за суеверия, так как первые сочинения с мужскими названиями проваливались. После этого пояснения Людмила Комаревцева и Арсен Велибеков в дуэте, Мухсин Камалов, народный артист в арии мистера икс убедили зрителя, что зря автор побоялся приметы – музыка оперетты восхитительна.

В опереттах Имре Кальмана, Иоганна Штрауса, Франса Легара, Жака Оффенбаха, Фредерика Лоу, Франца Зуппе, услышанных в этот вечер праздника музыки, в отдельных ариях, фрагментах из искрящихся весельем спектаклей в исполнении артистов Театра оперы и балета, ряд которых невозможно перечислить в нашей корреспонденции, зрители услышали сочетание восточных мотивов с современными танцевальными мелодиями (и они хлопали, отбивая ладонями ритм), мощные сольные номера с национальным колоритом, трогающие душу дуэты, зажигательный чардаш, искрящуюся роскошью, изяществом музыку. Зрители узнали, как авторы этих бессмертных произведений переживали прекраснейшие дни композиторского бытия, познавали истинное вдохновение, огорчались провалам и верили в приметы.

В этот вечер дирижеры сменяли друг друга, солисты театра влюбляли в себя зрителей, все вместе они утверждали, что ничто не властно над опереттой – ни время, ни трагедии, ни трудности поколений, ни смерть композиторов, ее создавших. И в наше время концерты этой музыки для многих современников являются отдушиной в этом суетном мире. 

Осталось только поблагодарить Театр оперы и балета, его режиссера Александра Прасолова, дирижеров Новруза Шахбазова, Илью Петренко, Николая Бабичева, главного хормейстера заслуженного деятеля искусств РФ Наиду Абдулгамидову, ведущих солистов за светлый праздник доброго веселья. И повторить вслед за ведущими концерта Лейлой Пашаевой и Омаром Омаровым:

Оперетта, оперетта –

Легкость музыки и света,


Я люблю тебя за это,

Разбитная кутерьма…

Где канкан кордебалета 

Сводит юношей с ума.

Статьи из рубрики «Культура»