«Осиротевшие» хутора
Если потеряем прошлое, то потеряем и себя как мыслящий народ; осиротеет земля, оскудеют мысли, и у нас не останется права и шанса на достойное будущее. Пока ещё есть люди труда, любящие землю, умеющие обрабатывать ее, ухаживать за животными, нужно срочно разработать и реализовывать Государственную программу возрождения хуторов, деревень, крестьянства, школ, больниц и дорог по европейскому образцу.
Спасибо и низкий поклон дорогим, уважаемым, родным, замечательным и талантливым Газимагомеду Магомедову, Рашиду Ахмедову, Шапивуле Магомедову, Тагиру Ахмедову, Кариму Керимову, Магомеду Абакарову и другим сельчанам, поддержавшим идею и воздвигнувшим в селении Гаквари Цумадинского района из горного базальта уникальный памятник «Осиротевшие хутора». Это памятник социального, философского, экономического, экологического, психологического, исторического, географического и нравственного осмысления прошлого, настоящего и будущего горных аулов и хуторов Дагестана. И деревень России тоже.
Этот скромный памятник всему тому божественному, что человечество потеряло и теряет на пути своего бездумья и эгоизма, ненасытности и узости мировосприятия. Разрушение и извращение природы, человека, морали, культуры, памяти и памятников происходят неумолимо. А нам недосуг задумываться над ускользающим смыслом уникальности своего бытия на Земле (зачем живём?) и естественной устремленности человека к звёздам и горам, которые возвышают, радуют, окрыляют и вдохновляют идущих, ищущих и стремящихся к ним.
Тревогой насыщены мои думы: неужели мы – предпоследнее поколение, живущее в горах? Мы забываем взойти в горы и отвыкаем пахать, сеять, собирать и созидать. Мы перешли к промышленному корму и пристрастились к ароматизированной пище, насыщенной антибиотиками, гормонами и стимуляторами; мы – поколение пепси, фастфудов, жвачки и сникерсов; мы стали укутанными и упитанными, а не мускулистыми и выносливыми. От камня мы перешли к бетону, от дерева – к пластику, а от душевных бесед – к кратким СМС.
Не заражены ли мы бациллой безразличия, беспамятства и непротивления? Вполне ли мы разумны и сознаем ли глубины и масштабы потерь? Ощущаем ли стыд за то, что допустили разрушение тысяч и тысяч хуторов? Какова участь горных аулов и российских деревень? Как устоять при ураганах перемен без крепких, древних корней? Не напрасны ли мои тревоги и не излишни ли мои размышления?
Гакваринский памятник призывает нас быть осмотрительными и ответственными во всем и всегда, чтобы через 50-100 лет не пришлось другим поколениям воздвигнуть ещё более печальный памятник – «Осиротевшим аулам». Если не понять свою судьбу и не беречь свои языки и традиции, свою историю и природу, то можем легко дойти и до этой трагедии тоже. Чтобы строить, нужны мудрость и твердость, а для разрушения и развращения достаточны глупость и безволие.
Вымершие хутора и разрушающиеся аулы приводят к потере традиционного уклада, ибо урбанизация, как Молох, перемалывает традиции, людей и культуру. Нужно обладать могучим иммунитетом, чтобы на решающих поворотах судьбы каждый мог сказать: «Я займусь только тем, что возвеличивает меня и моих родителей; буду сохранять языки, песни, культуру и благополучие моего народа и моей Родины».
Верю в возрождение хуторов, когда уставшие от суеты горожане начнут возвращаться к вершинам, где звёзды над тобой, орлы рядом с тобой и водопады под тобой! Музыка горных рек исцеляет людей от нервозности, депрессии, отчаяния и суетливости. В горах экологически чистый воздух, талая вода, омолаживающий кефир и творог, чистые и честные взаимоотношения между людьми.
Преодолев тысячи вёрст, по весне журавли и другие птицы прилетают в горы, чтобы очистить и обновить себя. А что мешает людям быть такими же разумными, как и птицы!?