Купить PDF-версию
03:33 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:09 17.01.2018

От чистого истока в прекрасное далёко…

Бывая на различных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках детского творчества, поражаюсь неисчерпаемому источнику вдохновения, фантазии юных дарований. Кажется, что на планете нет другого уголка, где был бы такой сгусток талантов.

Но любой талант требует огранки. Где шлифуют эти искрящиеся грани? Распахиваю двери Махачкалинской детской школы искусств №2. Картина оказалась неожиданной: небольшое фойе заполнено – не детьми, нет, а взрослыми. Люди разных возрастов сидят, стоят вдоль стен группами и поодиночке, в руках у них детские рюкзачки, сшитые заботливыми руками мам, бабушек, тряпичные сумочки с тапочками, балетками, даже пуантами, пеналы с красками и прочим, что может пригодиться на занятиях в школе. Некоторые держат булочки, бутерброды для перекуса, потому что их дети приходят сюда прямо после уроков из общеобразовательных школ. В фойе тесно, потому что обучающихся в этом небольшом здании на улице Ярагского немало. Забегая вперед, скажу: на 9 отделениях обучаются 700 учащихся.

Детская школа искусств №2 – одна из старейших, ей почти 60 лет. И начиналась она в 1959 году с небольших помещений на 3-м этаже пограничной школы (ныне Дагестанского педагогического университета), где было всего два музыкальных отделения – фортепиано и оркестровых народных инструментов. Теперь учащиеся приходят на занятия в отдельно стоящее здание, но по-прежнему тесное, мало приспособленное для специализированного учреждения образования. И все-таки многие выпускники отделений фортепиано, скрипки, ударных, дагестанских народных инструментов, баяна, аккордеона, вокала, гитары, хореографии, изобразительного, театрального искусства стали педагогами, профессиональными музыкантами, искусствоведами, танцорами…

Среди них заслуженный деятель искусств РД, лауреат Государственной премии РД, композитор Аида Джафарова, заслуженный учитель РД, директор музыкального училища им. Г.Гасанова Андрей Бондаренко, заслуженный деятель искусств РД Людмила Ханжова, работающие в различных оркестрах Москвы Олег Артеменко, Эмма Аюбова, Наида Умаханова, Рустам Абусаидов… Успехи выпускников школы – результат кропотливой работы 66 педагогов и концертмейстеров, из них треть имеют почетные звания и награды.

Только школьный хореографический ансамбль «Дети Кавказа» (художественный руководитель – заслуженный учитель РД, председатель Союза хореографов Дагестана, лауреат премии Правительства России Марьям Казимова) за последние 5 лет привез в республику награды 6 международных конкурсов, Всероссийского фестиваля «Звездопад дружбы», чемпионата России по народному танцу, состоявшихся в Москве, С.-Петербурге, Сочи, Пятигорске, Нальчике, Баку. По итогам международного конкурса «Каспийский бриз» ученики школы искусств завоевали 7 призовых мест. Юные артисты ансамбля были полноправными участниками Дней культуры Махачкалы в Санкт-Петербурге, украсив программу этого масштабного мероприятия своим выступлением. Лауреаты и дипломанты десятков конкурсов, фестивалей различного уровня проводят благотворительные выступления для детей-инвалидов, сирот, своих сверстников, оставшихся без попечения родителей.

А как блистает ученица педагогов – супружеской четы Виктории и Рамазана Фаталиевых, беззаветно любящих детей, Амина Мутуева, покоряя любителей эстрадной песни среди детей и взрослых. Она – лауреат всероссийского конкурса «Земля талантов», участница Дельфийских игр, победительница регионального этапа всероссийского конкурса «Хрустальные звездочки».

Преподаватели Заира Байгушева, Светлана Асриян, Уруза Алиева гордятся юными художниками, исполнителями песен и художественного чтения Фатимой Исалмагомедовой, Настей Люгай, Мариной Шаниной, Анжелой Абдуразаковой, Лейлой Максимовой – победителями конкурсов «Национальное достояние», «Летний калейдоскоп», «Юные звезды Махачкалы», прошедших в Санкт-Петербурге и столице нашей республики.

Заслуженный работник культуры РД Елена Темирбулатова так отзывается о коллективе: «За столько лет совместной службы мы стали дружной семьей единомышленников».

Елена Леонидовна 43 года работает в школе, начинала учителем в классе фортепиано, сейчас она заместитель директора по учебной работе. По ее убеждению, любое образование в области культуры необходимо всем детям. Школа искусств – это начало воспитания гармоничной личности, здесь ребята получают эстетическое развитие. И пусть не все ученики станут музыкантами, хореографами, художниками, но они непременно будут профессиональными слушателями хорошей музыки, посетителями выставок, оперных, балетных спектаклей. Такие люди не обидят ребенка, старика, слабого. Елена Леонидовна до сих пор с почтением произносит имена своих учителей музыки и благодарно следует их заветам.

— В школу принимаете всех желающих? – спрашиваю у нее.

— На все отделения ребята держат вступительный экзамен. Сразу предварю ваш следующий вопрос. Конкурс – 3-4 человека на место. Часто не родители, а сами дети – инициаторы обучения в нашей школе. По результатам решаем, по какой программе ребенок сможет заниматься – по общеразвивающей или профессиональной.

— Занятия любым видом искусства – большой труд. Это не отпугивает детей, когда они начинают вникать в премудрости нотной грамоты, выполнять упражнения у балетного станка и так далее?

— Конечно, детям хочется погулять, поиграть со сверстниками на улице. Но когда они видят результаты занятий, когда выходят на сцену, тут-то отношение к урокам меняется. Поначалу наши воспитанники выступают в детсадах, школах и ловят на себе восхищенные взгляды малышей, своих сверстников, это стимулирует их к труду над собой. Аплодисменты, похвала родителей, учителей… Это великое переполнение эмоциями. А уж когда ученики становятся исполнителями, наступает черед радоваться педагогам. Многие наши выпускники приходят в школу на репетиции, принимают участие в концертах и не спешат расставаться со своими учителями, а повзрослев, приводят и своих детей, понимают, какое везение в жизни учиться у заслуженных учителей РД Светланы Папаян, Марьям Казиевой, Заремы Магомедовой, народной артистки РД Светланы Мусаевой, заслуженного работника культуры Валентины Дворцовой.

Коллектив педагогов школы возглавляет народный артист Дагестана, ведущий солист Театра оперы и балета, видный представитель профессиональной музыкальной культуры республики Мухсин Камалов. Он образованный человек, имеющий три университетских диплома. Его вокальной карьере способствовали мастер-классы в Фонде народной артистки СССР Ирины Архиповой, в группе стажеров Мариинского театра под руководством народного артиста России Валерия Гергиева. Мухсин Камалов – участник многих фестивалей, выступлений на крупных концертных площадках России и за рубежом, имеет богатый практический опыт и достойно продолжает славную историю одной из старейших школ республики в деле приобщения нынешнего поколения к миру искусства.

Похожие

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

6
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

44
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

39
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

21
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...