10:47 | 22 января, Пн

Махачкала

22.01.2018
1EUR69.3953Руб0.0000
1USD56.5892Руб0.0000

От простого к сложному

A- A+

«Мы не выпускаем готовых художников. Наша задача – учить студентов по канонам классического академического искусства, двигаясь от простого к сложному. Да, консервативно и стереотипно, но только так человек может овладеть необходимыми навыками и в дальнейшем будет использовать их для профессионального выражения своего мироощущения».

Так определил одну из главных концепций обучения студентов художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета профессор, заведующий кафедрой живописи Абдулзагир Мусаев. Случай самый что ни на есть подходящий – годовой экзаменационный просмотр программных работ учащихся мастерских живописи, графики и скульптуры.

В классах учебные работы, выполненные за год. Творения студентов четвертого курса, соседствуют с работами первокурсников. Глаз обывателя быстро скользит по ним, интуитивно отмечая наиболее удачные. А преподаватели вуза и приглашенные на просмотр известные художники оценивают строго по критериям: решение композиции, образное, пространственное и пластическое решения, подача света, манера накладывания красок …

В мастерской живописи Абдулзагира Мусаева уже есть несколько потенциально талантливых студентов. Имен их он не называет. «Не надо бежать впереди паровоза. Время все расставит по своим местам. Мы лишь можем предполагать, а как дальше жизнь сложится, кто знает? Может так статься, что природный талант загубится леностью, а может человек малозаметный в учебе благодаря своему усердию и верности выбранному пути достигнет высокого уровня мастерства», – рассуждает художник.

В его мастерской, как, впрочем, и в остальных, студенты независимо от курса и возраста занимаются вместе. Эта методика не уникальна, она лежит в основе классического академического искусства. Абдулзагир Бозгитович сам занимался по ней в творческой мастерской монументальной живописи Академии художеств СССР Андрея Мыльникова.

– Такая методика оправдана временем, – комментирует художник. – Обратитесь к истории искусства, и вы узнаете, что в мастерских известных мировых художников-классиков были разношерстные ученики. Те, кто только пришел, вначале были на подхвате (помогали замешивать краски, натягивать холст и так далее), а те, кто дольше работал с мастером, уже писали свои картины.

Классическая методика работает и приносит плоды. Мастерская Абдулзагира Мусаева подарила республике немало талантливых и известных художников. Они уже нашли себя, нашли свой стиль и узнаваемы не только у нас, но и за пределами Дагестана: Тимур Мусаев, Азиз Сулейманов, Сабир Гейбатов, Владимир Кузькин, Закарья Закарьяев, Наталья Савельева, Асият Арслангереева, Инесса Гимбатова, Александр Сергеев …

К слову, такая же методика применяется и в мастерской графики. Офорт, линогравюра, ксилография… Студенты под началом выпускника института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, заслуженного художника Дагестана Юсупа Ханмагомедова овладевают самыми разными техниками графического искусства. На просмотре представлены как работы программные, так и на свободные темы. Многие из них без преувеличения украсят любую выставку и республиканского, и общероссийского масштаба.

Уровень мастерства некоторых студентов впечатляет, что неудивительно. Мастерская графики за последние годы также подарила Дагестану высокопрофессиональных мастеров, чьи работы удостаиваются наград самых разных престижных конкурсов внутри страны и за рубежом. Восемь выпускников мастерской уже являются членами Союза художников России. Работы молодых графиков побывали на выставках в Испании, Болгарии, Польше, Италии. Многие известные музеи в самых разных регионах страны пополняют графическими произведениями воспитанников Юсупа Маммаевича свои коллекции. Так, Андрей Гончар, Фатима Алиева, Джамиля Шахбанова, Магомед Давудов, Асият Камилова, Марият Магомаева, Юрий Коледин, Этери Мусаева, Галина Юсупова уже известны в Дагестанском музее изобразительных искусств, в музеях Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Томска… Подает большие надежды и новая поросль. Студенты четвертого курса этого года Джаннат Юсупова и Карина Алиева стали победителями конкурса в Адыгее, их кандидатуры выдвинуты на назначение именной стипендии Министерства культуры республики.

На вопрос, как удается взрастить в стенах вуза столько талантливых имен, Юсуп Маммаевич отвечает коротко: «Работаем по принципу – делай что надо, и будь что будет».

Мастерская скульптуры худграфа также вносит свой вклад в общее дело. Кто-то работает здесь, кто-то творит в разных городах страны и зарубежья. Некогда ею заведовал известный скульптор, народный художник России и Дагестана Гейбат Гейбатов. Но несколько лет назад он оставил преподавательскую работу и сегодня приходит как друг и наставник к своему ученику Шамилю Ахмедову, который продолжает его дело и обучает студентов азам этого нелегкого искусства.

С каждым днем талантливых выпускников, заполняющих культурное пространство республики своими работами, становится все больше. Задача, которую ныне ставят перед собой руководители мастерских и вуза, – взрастить как можно больше талантливых ребят и девчонок, которые бы работали в малой скульптурной форме.

Статьи из рубрики «Культура»