Купить PDF-версию
14:10 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
12:06 08.10.2021

Парад национальных театров

Одна на другую непохожие постановки, завораживающие глаз работы сценографов, хореографов, художников по свету, декораторов и, конечно же, яркие, экспрессивные, наполненные особой внутренней силой и любовью к образу актерские работы. А сколько было талантливейших воплощений произведений бессмертной классики с порой самыми неожиданными режиссерскими решениями! Шекспир, Гарсиа Лорка, Чехов, Некрасов, Расул Гамзатов…

Вот таким запомнится всем гостям, участникам и зрителям завершившийся буквально на днях в Махачкале II Международный фестиваль национальных театров. В его работе приняли участие театральные коллективы из Абхазии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Южной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Мордовии, Башкортостана. И, само собой, дагестанские.

Оценивало работы творческих коллективов профессиональное жюри в лице театроведа, критика, старшего эксперта Центра социокультурных экспертиз, кандидата искусствоведения Елены Покорской, заслуженного артиста России, лауреата Госпремии России Валерия Подгородинского, заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова и заслуженного работника культуры Дагестан Зумруд Алиевой.

Основными площадками проведения фестиваля были Русский драматический театр им. М. Горького (Махачкала), Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова (Махачкала), Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского (Дербент). Все спектакли шли на национальных языках и для удобства зрителей сопровождались синхронным переводом на русский язык.

По итогам фестиваля, который, к слову, был конкурсный, жюри отобрало лучшие постановки, отметило самые сильные режиссерские и актерские работы, наградило самых креативных художников, декораторов и других специалистов театров.

Долгожданные итоги

Подведение итогов и церемония закрытия масштабного фестиваля состоялись в большом зале Русского театра.

«Этот театральный форум, собравший на дагестанской земле ведущие театральные коллективы из самых разных регионов нашей страны, – безусловно, значимый и объединяющий всех нас культурный мост. 15 разножанровых фестивальных спектаклей представили яркую и многоликую языковую палитру многонациональной России и наших кавказских соседей, соцветие национальной драматургии и в целом большой потенциал национальных театральных школ», – сказала в поздравительной речи министр культуры Дагестана Зарема Бутаева, предваряя церемонию торжественного награждения победителей.

По итогу семидневной работы жюри фестиваля награды распределились следующим образом: в номинации «За лучшую режиссуру» победителями признаны спектакли «Укрощение строптивой» У. Шекспира (Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева, Дагестан), а также спектакль «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева). Режиссер-постановщик данных спектаклей – художественный руководитель Северо-Осетинского государственного академического театра, заслуженный артист Северной Осетии-Алании и Кабардино-Балкарии Гиви Валиев;

«За лучший музыкально-пластический спектакль» награду получил Мордовский государственный национальный драматический театр за спектакль «Куйгорож» В. Мишанина. Коллектив удостоился высоких оценок жюри и в номинациях «За лучшую сценографию» и «За лучшие костюмы»;

Одна из ярких постановок фестиваля, по мнению экспертов, – спектакль Лакского театра «Укрощение строптивой» также получил несколько наград конкурса. Помимо приза за лучшую режиссуру он также был награжден в номинации «За лучший спектакль большой формы», а актриса театра Зинаида Чавтараева получила награду «За лучшую женскую роль».

Лучшей женской ролью на фестивале признали также Джульетту в исполнении актрисы Северо-Осетинского театра Амины Агкауевой;

«За лучшую мужскую роль» наградили Беслана Холухоева за роль Агабо в спектакле «Пока арба не перевернулась» (Ингушский государственный драматический театр им. И. Базоркина); «За лучшую мужскую роль второго плана» – Физули Маллаева за роль Ломова в спектакле «Свадебный переполох» (Государственный Табасаранский драматический театр);

«За лучший актерский ансамбль» – спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе (Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского);

«За искренность актерского существования» – спектакль «Лавина» Т. Джюдженоглу (Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева);

«За талантливое освещение острых проблем современности» – спектакль «Дуськина дача» А. Гумерова (Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г. Тукая);

«За актерское мастерство в эпизодической роли» – Искандер в спектакле «Ростовщик» Н. Некрасова (Азербайджанский государственный драматический театр). Артист Осман Михрабов;

«За точное решение малой сценической формы» – спектакль «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки (Государственный Ногайский драматический театр);

«За лучшую сценографию» – спектакль «Куйгорож» В. Мишанина (Мордовский государственный национальный драматический театр), художник спектакля Анна Репина;

«За создание яркой сценической атмосферы» – спектакль «После захода солнца» А. Лорентса (Абхазский государственный молодежный театр);

«За лучшее световое решение» – спектакль «Беглый» С. Ильясова (Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение). Художник по свету Ильшат Саяхов;

«За лучшие костюмы» – спектакль «Куйгорож» В. Мишанина (Мордовский государственный национальный драматический театр). Художник по костюмам Елена Киреева.

Специальный приз жюри «Надежда» – роль Зурико в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе (Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского). Артист Рамик Рамазанов.

Ждём новых фестивалей

Однако, помимо наград, каждый коллектив, принявший участие в фестивале, получил еще более ценный для себя опыт – рекомендации и советы от экспертов и жюри конкурса. После каждого просмотра труппы собирались на обсуждение, где попунктно разбирались все составляющие спектакля, начиная от игры актеров, режиссерского решения и заканчивая тем, как вела себя на сцене декорация и как работал свет в тех или иных мизансценах.

А еще фестиваль дал возможность всем коллективам, что называется, себя показать и на других посмотреть. И что самое важное – создал условия для творческого диалога и взаимообмена. Всё вкупе оставило теп­лые воспоминания у гостей и участников фестиваля.

«Наш коллектив на этом фестивале попал в невероятно комфортную творческую атмосферу. Мы много ездим на форумы, конкурсы, нам есть с чем сравнить. Здесь, без преувеличения, нам понравилось всё. Особенно было приятно общаться с профессиональным жюри, которое давало очень меткие и точные оценки работы. Спасибо за это организаторам данного фестиваля, прежде всего Русскому драматическому театру. Надеемся, что мы еще не раз получим приглашение на участие в этом замечательном проекте», – поделилась своими впечатлениями от прошедшего форума директор Мордовского государственного национального драматического театра Светлана Дорогайкина.

«Я приехал в Дагестан к своим братьям и рад был принять участие в очень нужном в наше время фестивале, объединившем не только творческие коллективы Кавказа, но и национальные театры ряда других регионов нашей большой страны. Мы узнали много нового для себя, получили очень нужные советы от профессионального жюри, которому я лично безмерно благодарен. Конструктивная критика со стороны – это всегда полезно и делает нас только лучше», – прокомментировал художественный руководитель Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева Гиви Валиев, пожелав фестивалю творческого роста и долголетия.

Пора спасать национальную драматургию

Итогами фестиваля стали не только награды, которых удостоились участники конкурса, но и выработанный план работы будущих форумов нацтеатров. А еще эксперты фестиваля и участники наметили ряд инициатив по сохранению и развитию современной национальной драматургии. Прошедший форум, большая часть программы которого состояла из спектаклей, поставленных на произведения отечественной и зарубежной классики, в очередной раз показал, сколь бедна сегодня национальная драматургия. Этой проблеме много лет, и из года в год о ней говорят на самых разных уровнях. Однако с мертвой точки ничего не сдвигается.

Опыт советского времени, когда министерство культуры скупало у драматургов их пьесы и затем по ним ставились спектакли в театрах, остался в прошлом. Вести диалог с драматургами и работать с ними перепоручили театрам, однако средства, которыми театры могли бы платить авторам пьес за их работу, почему-то не предусмотрены.

«А какой интерес человеку писать пьесу для театра, если он в итоге не получит ничего за свои труды. Ладно, найдется пара альтруистов, а дальше что? Нам ведь нужен системный подход, а это значит, что данный вопрос должен рассматриваться на правительственном уровне. Если мы не сохраним национальную драматургию, то со временем потеряем национальные театры, составляющие суть кода национальной культуры любого народа. Для нашей республики это очень актуально, поскольку языком межнационального общения является русский и ввиду этого многие постепенно забывают свои родные языки. Терять еще и национальные театры совершенно непозволительно», – отметил в ходе итоговой пресс-конференции художественный руководитель Русского театра, директор Кумыкского театра, заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров.

На этой же итоговой встрече были предложены и возможные выходы из сложившейся ситуации. Один из вариантов, озвучен­ный театроведом и критиком Еленой Покорской и поддержанный многими участниками, – организация семинара-практикума для драматургов.

«На Шекспире и Чехове невозможно всё время жить, всё равно нужен современный материал, который говорит о сегодняшнем дне, о злободневном. Найти такую драматургию сложно. В прошлом году с Союзом театральных деятелей России мы провернули такой опыт. Был организован семинар драматургов среди регионов Восточной Сибири. Тогда был сформирован принцип совершенно иного подхода к поиску современных пьес. А именно был жесткий предварительный отбор заявок авторов, после чего в течение пяти дней мы работали с каждым автором индивидуально, выстраивая каждую пьесу от заявки до финального варианта текста, буквально шаг за шагом. Все эти пять дней работа шла в условиях жесткого мозгового штурма, и наши авторы, можно сказать, практически никуда не отлучались. Такая плотная работа привела к тому, что по результатам уже двух семинаров половина пьес, написанных в их рамках, поставлена на сценах театров. То есть если подойти к поиску современного материала более конкретно, не абстрактно, призывая авторов писать, сотрудничать с театрами, а целенаправленно работать с ними, мы можем добиться более конкретных результатов и сдвинуться с мертвой точки», – поделилась с коллегами Покорская.

Говоря о проведении подобного семинара в пределах Северного Кавказа, эксперт предложила немного его видоизменить, услож­нив. Суть в том, чтобы собрать некую лабораторию, где на одной площадке над текстом будущей пьесы работали бы не только драматурги, но и режиссеры театров. Режиссер ставит конкретную задачу, тему, которую хотел бы видеть на сцене родного театра, драматург облекает это в выстроенный по всем законам жанра литературный текст. Как итог создается вариант некой предварительной экспликации, которую сразу же можно пробовать ставить на сцене.

«Мне кажется, такого рода подход может пробить брешь в проблеме, когда живой действующий театр отделен от полноценной современной литературной основы. Давайте попробуем. Сначала объявим конкурс заявок, потом несколько дней поработаем в замкнутом режиме в условиях качественного мозгового штурма», – призвала Елена Покорская.

Идея гостя республики получила добрый отклик у театралов. Будем надеяться, что она будет воплощена в жизнь и станет хорошей отправной точкой для развития современной драматургии, в особенности национальной. А еще надеемся, что масштабный фестиваль национальных теат­ров с каждым годом будет набирать творческую силу, привлекая к нам еще больше талантливых коллективов со всей страны.

Похожие

Махачкала – театральная столица

48
Наша республика становится еще одним центром театрального...

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

3
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

2
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

54
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

26
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...