Купить PDF-версию
11:52 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
05:29 22.08.2013

Перекличка времен

Затянувшуюся паузу, наступившую в современном развитии дагестанской многонациональной драматургии, театры нашей республики пытаются восполнить, обращаясь к уже ранее прозвучавшим пьесам, к переводным произведениям авторов других республик, конечно, к вечно живому источнику — мировой и русской классике. Так, в последние годы на дагестанской сцене заговорили герои Гоголя и Чехова, Клейста и Сервантеса, Джабарлы и Гаджибекова, Хугаева и Утежева, Шекспира и Лорки, Гумилева и Островского.

Вот и в репертуаре двух национальных театров сегодня значатся пьесы испанского драматурга Алехандро Касоны: в Кумыкском — «Дикарь», в Лакском — «Деревья умирают стоя». Премьера последнего состоялась совсем недавно.

Пьесу испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» видели зрители прошлых времен на сцене Дагестанского русского театра им. М. Горького сорок лет назад в постановке народного артиста Дагестана, режиссера И.Сапожникова. В главной роли выступала старейшая артистка театра Раиса Мироновна Кулик-Терновская. Спектакль пользовался большим успехом у зрителей. В XX столетии был поставлен спектакль по этой же пьесе и в Аварском музыкально-драматическом театре.

И вот снова на сцене герои Касоны, которые заговорили уже по-лакски. Режиссер спектакля, народный артист РД Аслан Магомедов не побоялся сложносочиненного сюжета пьесы, которая в первом действии разворачивается в комедийно-фарсовом, почти цирковом жанре, а во втором — весьма драматически серьезно.

Артисты, занятые в этой экспозиционно-увертюрной картине-предисловии, подхватили условия игры, предложенные режиссером, и достаточно убедительно разыграли персонажей фирмы добрых услуг. Это и молодые артисты Г. Гаргацов, М. Алиева, К. Шабанов, З. Аминова, и опытные — Ш. Капланов, Г. Гаджиалиев, А. Давыдов.

Люди разных профессий, брошенные по воле судьбы на обочину жизни, вынуждены выступать в непривычных для себя амплуа, потеряв собственное лицо и даже имена, под кодовыми номерами. Они все в образах, характеры которых четко очерчены и выявлены в маленьких миниатюрах-зарисовках.

А основное событие разворачивается во втором действии, в доме бабушки, которая ждет своего любимого блудного внука Маурисьо. Она не видела его двадцать лет. Бабушку играет народная артистка РД Жинасат Динмагомедова, обладательница прекрасного драматического таланта. Только недавно она выступила в роли домашнего деспота, мрачной и грозной матери пятерых, засидевшихся в девках, дочерей в драме Ф.Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Бабушка — полярная противоположность Бернарде. Там — насупленные брови, грозный взгляд, не терпящий возражения голос и суровая безжалостная категоричность действий. Здесь — трепетное волнение, трогательные воспоминания, теплый, добрый голос, восторженные, счастливые возгласы от переполненности чувств, пересказывая проделки и привычки любимого, но непутевого внука. И шумный молодой задор встречи долгожданного баловня с горячими объятиями, одаривая его нежными, ласковыми словами обращения, забыв и простив все причиненные им обиды и неприятности.

Однако в одночасье приходит конец красивой сказке, разыгрываемой по сценарию дедом (засл.арт.РД Г.Гаджиалиев), молодой семье мнимого внука, которую увлеченно и старательно представляли молодые одаренные артисты Г.Гаргацов (Маурисьо) и М.Алиева (Изабелла). Потерявшая интерес к жизни из-за разрыва с внуком, бабушка вновь обрела покой и радость. Но вернулся настоящий внук, для которого нет ничего святого, кроме собственных корыстных интересов, требуя с порога немедленно снабдить его деньгами, чтобы расплатиться с дружками — бандитами.

Жесткий взгляд, холодный металлический голос, не допускающий возражений, подлинный внук Маурисьо  — народный артист РД А.Магомедов — нисколько не смущен создавшейся ситуацией, когда совершенно чужие люди пытаются уберечь бабушку от страшного удара. Нет, он бросает вызов и бабушке в лицо, требуя свое, даже ценой лишения стариков крыши над головой.

Пьеса, написанная много десятилетий назад, сегодня звучит актуально и своевременно, перекликаясь со многими подобными ситуациями, имеющими место в нашей жестокосердной атмосфере жизни, когда дети и внуки поднимают руку на своих предков, требуя то, что им не принадлежит.   

Стоя выслушает бабушка — Ж. Динмагомедова — своего жестокосердного эгоистичного внука, который за двадцать лет отсутствия не только не приобрел хороших манер и добрых чувств, но и окончательно потерял и те жалкие остатки человеческих черт, с которыми уходил из родного дома.

Выпрямившись, глядя прямо ему в лицо, твердо и непримиримо выносит она приговор непризнания его как внука, заливаясь горькими слезами отчаяния и горя. Узнав, что всю неделю ее красиво обманывали, она согласна оставаться в той сказке с милыми и добрыми чужими, чем признать немилосердного и жестокого единокровного родного, причинившего столько боли и незаживающих ран. Но слишком тяжелая ноша легла на ее сердце, чтобы вновь вернуться в состояние равновесия. Как скошенное дерево, умирает эта сильная женщина, унося с собой эпоху добропорядочности, силы духа, благородства и семейных традиций, чтобы не видеть больше горькие плоды жестокого времени.

Как много точек соприкосновения в пьесе и спектакле из века минувшего с веком нынешним. Как нужны сегодня в театре такие пьесы-зеркала.

А артисты Лакского театра растут и крепнут от спектакля к спектаклю на добротной драматургии с актуальной проблематикой.

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

1
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

19
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

103
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

8
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

9
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...