Песне ты не скажешь: «до свиданья»
После окончания оркестрового отделения Дагестанского культурно-просветительского училища Насир Шахмурадов поступил в Московский институт культуры, где продолжил повышение профессионального уровня по классу оркестрового дирижирования. Он занимался у народного артиста СССР, дважды лауреата Сталинской премии Виктора Смирнова, по классу инструментовки - у народного артиста СССР, композитора Николая Будашкина. За время учебы всегда играл в основном составе оркестра русских народных инструментов. По окончании учебы, как раз двух специалистов запросили из Дагестана, Насир приехал в музыкальное училище Дербента преподавать на отделении «народные инструменты».
— Я создал оркестр народных инструментов, общее количество которого насчитывало 24 человека, — вспоминает Н.Шахмурадов.
Готовых нот для оркестра не было, приходилось ночами писать, инструментировать и расписывать партитуры как композиторских произведений, так и народных мелодий. Выступали на фабриках и заводах, в учебных заведениях, объехали с концертами весь Южный Дагестан: Магарамкент, Ахты, Касумкент, Курах, Усухчай, Табасаран, Белиджи…
На конкурсе национальной культуры Северного Кавказа в Нальчике оркестр музыкальных инструментов под руководством Насира Бубаевича занял второе место и стал дипломантом. Приходилось выступать и в Азербайджане в г. Али-Байрамлы и пос. Казимагомеде, а также в Астраханской государственной консерватории, на Астраханском телевидении и т.д.
— Какая сторона вашей деятельности: творческая или педагогическая – представляется более важной?
— Я бы не стал отделять одно от другого. Работа в оркестре с целью получения навыков ансамблевого исполнительства является одним из главных факторов формирования специалиста. В то же время обучение студенческой молодежи позволяет обращаться к достаточно сложным для исполнения музыкальным произведениям.
— Какие произведения в вашем репертуаре?
— Музыка дагестанских композиторов Г.Гаджиева, Г.Гасанова, М.Гусейнова, А.Мехмана, М.Кажлаева, Н.Дагирова, М.Касумова. Из азербайджанских композиторов наиболее нами часто исполняемые – У.Гаджибеков, Т.Кулиев, Э.Ибрагимова, А.Тагиев, играем молдавские, украинские, греческие мелодии. Мы обращаемся и к классике – это Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Насир Бубаевич написал музыку к 32 спектаклям Лезгинского музыкально-драматического театра имени С.Стальского и к 7 спектаклям Табасаранского государственного театра. Это более полутора десятков спектаклей.
— Мне всегда было интересно знать, как создается музыка, на основе чего она строится, как создается гармония звучания, возникает дисгармония, на основе чего строится побочная партия, противосложение, подголоски, — рассказывает Насир Бубаевич. — Композицией я начал заниматься в институтском кружке на кафедре истории и теории музыки. Кружковцы занимались анализом музыкальных произведений, усваивали строение и содержание музыки, технику нотного письма. Я уж не говорю о написании музыкальных диктантов. После всего этого мы обращались к сочинению музыки. Это сначала были маленькие инструментальные пьесы, танцевальные мелодии, песни. Позже пробовали писать музыку в форме рондо, сюиты, инструментальных произведений для симфонического и оркестра русских народных инструментов. Для того чтобы написать партитуру, надо очень хорошо знать инструментоведение и инструментовку, без этого нельзя. Всему этому меня учили очень хорошие педагоги.
Песня – это коллективный труд. Написать мелодию – это еще не все. Поэт находит нужные слова, будто согревает живую плоть, а певец озвучивает. Тогда это становится песней. Певец за 3-4 минуты изливает душу, рассказывает о чем-то важном и дорогом для людей, напоминает об известном и пережитом, но в яркой, оригинальной форме. И чтобы песня была именно такой, Н.Шахмурадов сотрудничает с поэтами А.Мирзабековым, Ф.Уруджевым, З.Джабраиловой, А.Сайдумовым, А.Кардашем.