«Пиковая дама» от Евгения Князева
«Махачкала встретила очень хорошо – солнцем и морем. После промозглой Москвы это стало для меня приятным сюрпризом», – делится своими впечатлениями от пребывания в столице Дагестана народный артист России, ректор Театрального училища им. Б. Щукина Евгений Князев. Известный по многим работам в театре и кино актер приехал с моноспектаклем «Пиковая дама». Показ состоялся в Кумыкском театре им. А.-П. Салаватова.
Евгений Князев, по признанию самих театралов, – личность неординарная. Лауреат Государственной премии России, премии имени Станиславского, профессор. Казалось бы, достиг стольких высот, что уже можно почивать на лаврах. Ан нет. Князев обучает молодых актерской профессии, пробует себя в новых амплуа на сцене театра, выкраивает время, чтобы сняться в очередном фильме. Эта творческая неугомонность рождает на свет множество замечательных работ. Моноспектакль, показанный в Махачкале, – яркое тому подтверждение. Блестящий пушкинский текст плюс мастерство и природное обаяние актера сделали свое дело – публика встретила постановку долгими аплодисментами и многократным «Браво!».
– Моноспектакль – довольно-таки сложный жанр театрального искусства. Если не ошибаюсь, в вашем творчестве он появился относительно недавно?
– Это действительно новое для меня направление работы, – отвечает Евгений Князев. – Решил пробовать себя в нем по одной простой причине – телеканал «Культура» пригласил участвовать в программе «Послушайте». Необходимо было зачитывать художественные произведения для телезрителей. Одной из работ была «Пиковая дама» Александра Пушкина. В последующем, добавив реквизита, я немного обогатил чтение текста, и на свет появился моноспектакль. Работа увлекла меня настолько, что стали появляться новые и новые идеи. Сегодня работаю с оркестром над еще одним произведением Александра Сергеевича – драмой «Борис Годунов». В планах еще моноспектакль по произведениям Марины Цветаевой. Все это мне очень нравится, я получаю удовольствие от творческого процесса.
– Вы в Махачкале впервые, но с городом вас связывают узы дружбы с известными нашими актерами.
– Да, к моему великому удовольствию, здесь живут и плодотворно работают мои однокурсники по училищу – Мавлет Тулпаров, Имам Акаутдинов. С радостью ехал в Махачкалу. В планах приехать снова на театральный фестиваль.
– Вы ректор прославленной «Щуки», где с недавних пор учатся и дагестанские студенты, решившие посвятить себя искусству театра. Что расскажете о них? Можно уже говорить о каких-то успехах?
– Об успехах говорить, разумеется, еще рано. Ребята одаренные, но одного природного таланта мало. Чтобы стать хорошим актером, надо много работать над собой, не боясь трудностей. Время покажет, кто был истинно предан своей мечте.
– А как вы пришли к профессии актера? Театральных традиций в вашей семье ведь не было.
– Я фаталист и думаю, что судьба привела меня в театр. Родители мои действительно никакого отношения к театру не имели. Я родился недалеко от Ясной Поляны, в трех километрах от нее. В то время там работали мои родители. Лет в семь впервые попал в театр. Меня просто привели туда, как приводят детей на спектакль. Хорошо помню свои первые впечатления: в зрительном зале неожиданно гаснет свет, и открывается занавес. На этой стороне – зрители, а по ту сторону разворачивается совершенно другая, непонятная, красивая и сказочная жизнь, в которую мне ужасно захотелось попасть. Вот и запало в душу. Никому не говоря об этом, даже родителям, я стал записываться в кружки и в студии, которые имели отношение к театру. Был в клубе чтецов, учился читать стихи, но, думаю, в то время я плохо читал стихи наизусть. Окончив школу, захотел поступить в театральный институт. Купил программы для поступающих, искал театральные вузы и самостоятельно подготовил на свой вкус стихотворение, басню и прозу. С тем и пришел в знаменитое училище им. Б. Щукина. Однако тогда, в 1972 году, меня не приняли, и я пошел поступать в горный институт.
… С третьего курса Князев играет в самодеятельности, его тянет на сцену. Проходя практику в Ленинграде, он решает испытать судьбу и поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс к Рубену Агамерзяну. И тогда-то становится ясно, что театр для него – душевная потребность. Поэтому, получив диплом горного инженера, в 1978 году он вновь приезжает в Москву покорять «Щуку». В этот раз его принимают, причем сразу.
Переход от точных наук к этюдам дался Князеву нелегко, но учился он увлеченно. В трудный момент помогали педагоги.
– Людмила Владимировна Ставская, руководитель курса, умела добиться того, чтобы студент раскрылся, поверил в себя, в то, что он что-то может в профессии. И тогда все получалось, – делится актер.
Щукинское училище стало его домом. Днем вместе с ближайшим другом Женей Дворжецким он работал в гардеробе, после бегал по выставкам и театрам, много читал. Мог ли тогда подумать студент Князев, что придет время и он станет ректором института? Нет, конечно. В тот момент мечта была лишь одна – сцена. И она сбылась.
В 1982 году Евгений Симонов, главный режиссер театра им. Вахтангова, взял выпускника в прославленную труппу. Успешным стал ввод Князева на роль Гаэтана в спектакле «Роза и крест». Симонов точно понял природу артиста – медальный профиль, выразительная пластика, мощный темперамент. С этого и начался звездный путь артиста. Им интересуются режиссеры, разные театры столицы. От спектакля к спектаклю он оттачивает свое мастерство.
В начале 2000-х годов Князев ярко заявляет себя в кино. На его счету более 30 фильмов и сериалов. Одна из крупнейших работ – роль в сериале «Пятый ангел» (2002). Вера Сторожева, поработав с актером в картине «Путешествие с домашними животными», специально придумала для него персонаж в другом своем фильме. Ещё один крупный кинопроект, где Князев сыграл главную роль, – сериал «Вольф Мессинг».