По шпалам в прошлое
Выставка «Железная дорога и город», посвященная истории возникновения и развития железнодорожного транспорта в Дагестане, открыта в Музее истории города Махачкалы.
Этот крупный значимый проект музей готовил совместно со Всероссийским обществом любителей железных дорог (Москва), музеем истории Северо-Кавказской железной дороги (Ростов-на-Дону), железнодорожным музеем РЖД (Дербент), Махачкалинским отделением Северо-Кавказской железной дороги и Центральным государственным архивом Дагестана.
Кураторы выставки Зарема Дадаева и Наида Дибирова основательно подготовились, прежде чем представить столь масштабный проект дагестанцам. Материал собирался около шести лет по крупицам. Но благодаря столь кропотливому труду впервые дагестанскому зрителю в выставочном формате представлено 120 экспонатов, непосредственно касающихся важной отрасли истории Дагестана. Это документы, фотографии, карты, схемы, облигации, железнодорожные билеты, документальная хроника 30-х годов прошлого века, предметы, имеющие непосредственное отношение к деятельности железной дороги.
Вывешенная по периметру выставочного зала богатая документальная хроника позволяет посетителям проникнуться историей становления железной дороги в Дагестане, понять, какое значение эта отрасль имела для Страны гор. Так, можно узнать, что впервые в Дагестане официально движение поезда было открыто от реки Сулак до Петровска 17 мая 1894 года. Вскоре приступили к сооружению Дербентской и Бакинской ветвей. После более 4-х лет работы 25 октября 1898 года неслыханный по своей мощности рев гудка паровоза первого пассажирского поезда возвестил Южному Дагестану о начале новой эры научно-технического прогресса (Г. Магомедшерифов «Дербент – железнодорожный узел на рубежах веков»). А уже к 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединявшая Порт-Петровск с тогдашней столицей Дагестана Темир-Хан-Шурой. В скором времени железнодорожная магистраль протянулась по всей Прикаспийской низменности и оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие Дагестана и вовлечение его в общероссийский торговый оборот. Вот что говорится в документах тех дней: «До этого совершенно пустынного характера равнина, на которой можно было встретить лишь пастухов с отарами овец и стадами крупного рогатого скота, стала постепенно оживать. Фабрично-заводская промышленность получила начало своего развития в низменной части Дагестана, сосредоточившись в городах Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кизляре».
Воочию представить историю железной дороги можно также благодаря множеству фотографий, представленных в экспозиции. К примеру, уникальные снимки из архива семьи Погорельских. Очень качественные, они рассказывают много интересного. Вот снимок с изображением ресторана на втором этаже вокзала Порт-Петровска в XIX веке. Рядом не менее интересное фото с запечатленным видом первого этажа вокзала в городе Порт-Петровске в начале XIX века. Нашлась в семье Погорельских и фотография здания вокзала и перрона Петровска конца XIX — начала XX веков.
Фотографии железнодорожных служащих рубежа XIX-XX веков, тяжелый труд строителей железных дорог, укладка путей — все это также запечатлено на многочисленных фотографиях отличного качества.
Пожалуй, не ошибусь, если отмечу, что настоящим украшением выставки стали предметы, которые на суд дагестанцев в рамках выставки представил Дербентский музей железной дороги. Это фонари сигнальные и семафорные, служебные телефоны, сумка обходчика железнодорожных путей военных лет, рельса с надписью «Сталин», железная сумка машиниста, макет пассажирской тележки, колокол XIX века и многое другое. Всего 30 экспонатов.
Выставка вызвала большой интерес у дагестанцев. Посетившие ее делились своим мнением по поводу её организации.
Салихат Гамзатова — директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой: «Могу только порадоваться за своих коллег, сумевших представить такой замечательный, многосторонний выставочный проект. Собрано большое количество материала, самого разнопланового, который передает не только историю становления железной дороги в Петровске и в Дагестане в целом, но и дух того времени».