Купить PDF-версию
22:32 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
10:25 18.02.2015

По шпалам в прошлое

Выставка «Железная дорога и город», посвященная истории возникновения и развития железнодорожного транспорта в Дагестане, открыта в Музее истории города Махачкалы.

Этот крупный значимый проект музей готовил совместно со Всероссийским обществом любителей железных дорог (Москва), музеем истории Северо-Кавказской железной дороги (Ростов-на-Дону), железнодорожным музеем РЖД (Дербент), Махачкалинским отделением Северо-Кавказской железной дороги и Центральным государственным архивом Дагестана.

Кураторы выставки Зарема Дадаева и Наида Дибирова основательно подготовились, прежде чем представить столь масштабный проект дагестанцам. Материал собирался около шести лет по крупицам. Но благодаря столь кропотливому труду впервые дагестанскому зрителю в выставочном формате представлено 120 экспонатов, непосредственно касающихся важной отрасли истории Дагестана. Это документы, фотографии, карты, схемы, облигации, железнодорожные билеты, документальная хроника 30-х годов прошлого века, предметы, имеющие непосредственное отношение к деятельности железной дороги.

Вывешенная по периметру выставочного зала богатая документальная хроника позволяет посетителям проникнуться историей становления железной дороги в Дагестане, понять, какое значение эта отрасль имела для Страны гор. Так, можно узнать, что впервые в Дагестане официально движение поезда было открыто от реки Сулак до Петровска 17 мая 1894 года. Вскоре приступили к сооружению Дербентской и Бакинской ветвей. После более 4-х лет работы 25 октября 1898 года неслыханный по своей мощности рев гудка паровоза первого пассажирского поезда возвестил Южному Дагестану о начале новой эры научно-IMG_6482.jpgтехнического прогресса (Г. Магомедшерифов «Дербент – железнодорожный узел на рубежах веков»). А уже к 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединявшая Порт-Петровск с тогдашней столицей Дагестана Темир-Хан-Шурой. В скором времени железнодорожная магистраль протянулась по всей Прикаспийской низменности и оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие Дагестана и вовлечение его в общероссийский торговый оборот. Вот что говорится в документах тех дней: «До этого совершенно пустынного характера равнина, на которой можно было встретить лишь пастухов с отарами овец и стадами крупного рогатого скота, стала постепенно оживать. Фабрично-заводская промышленность получила начало своего развития в низменной части Дагестана, сосредоточившись в городах Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кизляре».

Воочию представить историю железной дороги можно также благодаря множеству фотографий, представленных в экспозиции. К примеру, уникальные снимки из  архива семьи Погорельских. Очень качественные, они рассказывают много интересного. Вот снимок с изображением ресторана на втором этаже вокзала Порт-Петровска в XIX веке. Рядом не менее интересное фото с запечатленным видом первого этажа вокзала в городе Порт-Петровске в начале XIX века.  Нашлась в семье Погорельских и фотография здания вокзала и перрона Петровска конца XIX — начала XX веков.

Фотографии железнодорожных служащих рубежа XIX-XX веков, тяжелый труд строителей железных дорог, укладка путей — все это также запечатлено на многочисленных фотографиях отличного качества.

Пожалуй, не ошибусь, если отмечу, что настоящим украшением выставки стали предметы, которые на суд дагестанцев в рамках выставки представил Дербентский музей железной дороги. Это фонари сигнальные и семафорные, служебные телефоны, сумка обходчика железнодорожных путей военных лет, рельса с надписью «Сталин», железная сумка машиниста, макет пассажирской тележки, колокол XIX века и многое другое. Всего 30 экспонатов.

Выставка вызвала большой интерес у дагестанцев. Посетившие ее делились своим мнением по поводу её организации.

Салихат Гамзатова — директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой: «Могу только порадоваться за своих коллег, сумевших представить такой замечательный, многосторонний выставочный проект. Собрано большое количество материала, самого разнопланового, который передает не только историю становления железной дороги в Петровске и в Дагестане в целом, но и дух того времени».

Статьи из «Культура»

Театральный мост перекинут

6
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

1
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

19
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

27
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...