Под звуки агач-кумуза
В Год литературы Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой реализует проект «Писатели Дагестана», в рамках которого музеем подготовлена экспозиция живописных портретов писателей Дагестана в творчестве известных художников республики. В этот раз обращаем внимание читателя на портрет писателя Ирчи Казака «Ирчи Казак по дороге в Сибирь» в авторстве Магомеда Юнусилау (1907-1972) – одного из основоположников профессионального изобразительного искусства Дагестана.
Впервые об Ирчи Казаке художник услышал от своей кумыкской бабушки Хаписат в Нижнем Казанище. Женщина, прожившая 135 лет, очень много знала о Казаке, его жизни, прекрасно знала и исполняла песни на его стихи. Под собственный аккомпанемент на гармонике их пела и мать Юнусилау. Затем, будучи юношей, Магомед часто бегал в Муслимаул, где родился поэт, слушал стариков, записывал стихи, делал наброски живописного аула.
Сведения о поэте накапливались, а художник все искал и искал. В 1950-е годы состоялась встреча правнука Ирчи Казака и Юнусилау. Показав свои зарисовки, портреты потомку поэта и получив одобрение, художник начал работу над образом, стараясь добиться наибольшего сходства. Научившись играть на агач-кумузе, Юнусилау стал исполнять песни Ирчи Казака. Они помогали находить главное в передаче образа поэта. Прервав песню и быстро подойдя к мольберту, он делал несколько мазков, и образ все более становился узнаваемым. Исполняя песню, он мог несколько раз повторять те места, которые его волновали, увлекаясь, рассказывал эпизоды из жизни поэта.
Ирчи Казаку посвящены несколько портретов разных периодов творчества Юнусилау. Один из первых выполнен в 1940-е гг. в Буйнакске. Поэт изображен еще совсем молодым. Открытое, светлое, не омраченное тенью грусти лицо, полный надежды взгляд.
В 1956 году Юнусилау заканчивает еще один портрет, один из лучших у художника. Поэт изображен на фоне раскинувшегося аула. Взгляд устремленных вдаль глаз проницателен и умен. Благородство черт, горделивая осанка, твердость сжатых губ говорят о непреклонности воли, силе духа. Фон сближает Казака с родной землей, с народом. Перед нами поэт, который не захотел стать придворным певцом шамхала, отказался писать хвалебные стихи.
В экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств находится картина Юнусилау «По дороге в Сибирь», написанная художником в 1964 году, на которой изображен момент отдыха идущих тяжелым этапом арестантов в далекую, неведомую Сибирь. Вокруг костра собрались люди, все внимательно слушают песню Казака, аккомпанирующего себе на агач-кумузе. Не многие понимают язык, но всем понятно, о чем идет речь в песне. Лицо поэта печально и задумчиво. Быть может, в эту минуту он вспомнил родину, своих близких и родных? Но не хочет художник изображать любимого поэта подавленным и страдающим. Поэтому, взглянув внимательнее в лицо Казака, веришь, что он стойко перенесет все невзгоды, а мечта о возвращении в Дагестан не покинет его и придаст ему силы.
Юнусилау очень любил эту картину, вероятно, поэтому позднее он написал несколько ее вариантов, которые были подарены друзьям. В картине художника – многообразие оттенков, настроений, мощно звучит народный дух.
На вопрос, почему именно таким художник представляет поэта, почему в его облике даны аристократичность и благородство, ведь Казак был сыном крестьянина, художник при жизни ответил: «Эти черты характера приходят с молоком матери и не зависят от принадлежности к кругу богатых. Ирчи Казак был независим и горд с власть имущими, а в обращении с народом – прост, добр и отзывчив. Это ли не самое важное, что отличает по-настоящему благородную, аристократичную по духу натуру от приземленного человека?».