Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:00 | 26 февраля, Пт

Махачкала

Weather Icon

Подготовка юношей и девушек к жизни

A- A+

Так назывался курс, изучаемый в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» с 1994 учебного года в 10-11 классах дагестанских школ. Для чего нужно сегодня акцентировать внимание читателей на данном курсе? Дело в том, что по непредусмотрительности руководителей образования и с молчаливого согласия руководителей школ, учителей предметников и общественности с 2018 учебного года этот образовательный курс из учебных планов, ежегодно утверждаемых Министерством образования и науки РД, исключён и его изучение, как и предмета «Культура и традиции народов Дагестана», оставлено на усмотрение руководителей школ и желание учащихся.

И это происходит, несмотря на то, что «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», майские указы Президента России (2018 г.), поправки к Конституции РФ (2020 г.) убедительно поясняют: «… государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст. 67.1), «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69).

Современное состояние морально-этической подготовленности молодежи вызывает озабоченность у всех здравомыслящих граждан страны. Общественные деятели и учёные с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Во многом негативное явление связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений задачи морального становления личности не в полной мере решаются как в семье, так и в образовательных организациях разного уровня. В результате нет целенаправленной ориентации на формирование в подрастающем поколении граждан страны социально востребованных общечеловеческих знаний, умений и навыков. Так, например, юноши трудно представляют себе функциональные обязанности: сына – помощника – жениха – супруга – отца – наставника; девушки – функциональные обязанности: дочери – помощницы – невесты – супруги – матери – хозяйки – наставницы.

А между тем историко-культурное наследие народов Дагестана, традиционная народная педагогическая мысль, а еще точнее Кодекс чести и совести народов Дагестана «Намус» предписывают человеку конкретные, веками апробированные, социально востребованные обязанности и качества. Попытаемся представить наиболее важные из них.

По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен:

1.быть дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру;

2.быть примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей;

3.иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжелые работы в семье брать на себя;

4.иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда;

5.понимать, ценить и творить прекрасное;

6.отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода;

7.продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам;

8.быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика;

9.никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости;

10.иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе;

11.быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь сабур), проявлять пренебрежение к насилию и жестокости;

12.уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях;

13.проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.

Однако наши наблюдения, беседы с учащимися и родителями свидетельствуют о том, что более 80% старшеклассников испытывают острый недостаток в вышеприведенных знаниях о морально-этических традициях народов Дагестана. Юноши и девушки по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентируются в отношениях полов, не подготовлены к выполнению супружеских, отцовских и материнских обязанностей, нуждаются в освоении навыков поведения, соответствующих общепринятым этическим нормам.

Проблема приобретает особую актуальность и в связи с необходимостью формирования морального облика как юношей – будущих супругов и отцов, так и девушек – будущих супруг и матерей с устойчивыми нравственными качествами и высокой духовной культурой, извечно присущей народам Дагестана.

По данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов – почти 30% . Вместе с тем 10 лет назад эта цифра составляла всего 20%. Все это еще и еще раз говорит о необходимости организации тщательно продуманной образовательно-воспитательной работы с юношами и девушками, пока они сидят за школьной партой.

Вот почему дальновидные и заботящиеся о воспитании учащихся руководители (министр образования Бадави Саидович Гаджиев, директор Дагестанского НИИ педагогики Гамидуллах Исмаилович Магомедов и другие) еще в 1994 году настояли на разработке и введении в учебный процесс 10-11 классов дагестанских школ курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».

В этом же году нами была разработана, Министерством образования РД утверждена, издана и рекомендована программа курса «Подготовка юношей и девушек к жизни». Программа состоит из двух основных разделов: «Подготовка девушек к жизни» (Мирзоев Ш.А.) и «Подготовка юношей к жизни» (Саидов Т.Г.)

Как основатель и автор первых в республике программ и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» со всей ответственностью отмечаю, что содержание и методические установки курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» направлены на всестороннее изучение и прочное усвоение молодыми людьми комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных дагестанскими народами на протяжении всей его истории и ставят целью решение следующих социально архиважных задач:

ü формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни и деятельности человека;

ü воспитание у молодёжи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества;

ü готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе – супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями;

ü формирование у будущих родителей знаний и умений развития и воспитания детей согласно прогрессивным традициям народной педагогики;

ü вооружение молодёжи знаниями, умениями и навыками укрепления связей личности с семьёй, сельским обществом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали – гуманизма, терпимости и доброжелательства;

ü формирование у молодёжи умений, знаний, необходимых для воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов – близких и далёких.

Для успешного решения этих задач в процессе обучения старшеклассников программа «Подготовка юношей к жизни» включает пять взаимосвязанных разделов: «Формирование духовно-нравственного облика современного юноши-дагестанца», «Нравственно-трудовая подготовка юноши-дагестанца к семейной жизни», «Функции мужчины в семье», «Дом, семья держатся на плечах мужчины», «Достойно прожить жизнь».

В каждом разделе конкретизированы основные темы, предельно широко излагаются тематические вопросы, указываются основные способы их освещения, а также специальная педагогическая и методическая литература, доступная учителю и учащимся в пределах Дагестана. Курс ставит целью формирование у старшеклассников важнейших моральных, трудовых качеств на основе чёткого дифференцированного подхода по половому признаку, характерного народной педагогике.

Центральной педагогической проблемой курса «Подготовка юношей к жизни» является формирование у учеников мужского характера, мужского стиля поведения, мужской ответственности в семейном и общественном началах. Формирование и развитие таких моральных и трудовых качеств, как честность, человечность, стойкость, храбрость, выносливость, верность слову, клятве, уважение к обществу. А также ответственность, трудолюбие, отцовский и супружеский долг, самостоятельность, патриотизм и интернационализм и других социально и личностно значимых черт. И в конечном итоге – формирование целостной личности, будущего гражданина, труженика, семьянина-отца, кормильца и воспитателя детей – вот главная цель, которая поставлена перед настоящим курсом.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»