Купить PDF-версию
15:32 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:02 21.08.2020

Подзабытые родниковые обряды

Родник не иссякнет, пока в ауле живет хотя бы один человек. Фразы, услышанные в селах, запоминаются навсегда, возможно, потому что в них мудрость не одного поколения. Родники, как мосты. И в горах их много, есть молодые, есть и напоминающие аксакалов, есть и высохшие. Но они были когда-то, и о них помнят. Вот едешь ты в какое-нибудь село, а попутчик обязательно скажет: «Смотри, здесь раньше мост был… а вот здесь родник…».

В одном из прошлых материалов я рассказывала о том, как важен для села родник. Пусть даже в этом селе в каждый дом проведена вода. Родник здесь и живительная сила, и место для совершения обрядов. Многие обычаи наших предков, к сожалению, уже утеряны. А вы знали, что жители села Вихли во время засухи оставляли грудных детей голыми у родника? Так они вызывали дождь. А как-то на равнине услышала такой рассказ о кумыкских невестах. Оказывается, они получали разрешение выходить на улицу, бывать на праздниках, похоронах, работать в поле только после обряда сувгъа чыгъыв, то есть хождения за водой к роднику. Когда, наполнив кувшины, женщины, сопровождавшие невесту, возвращались в село, впереди идущий парень торжественно возвещал: «Эй, люди, скажите «савбол», идет с водой невеста!».

Есть в Ахвахском районе старинный обряд «Выбор жениха». Девушке разрешалось самой выбрать себе суженого публично после какой-либо сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая». И даже Расул Гамзатов описал его в поэме «Аттестат любви» и стихотворении «В Ахвахе». По рассказам старожилов обряд «Выбор жениха» у ахвахцев появился в XVI-XVII веках и проводился вплоть до 30-40-х годов ХХ века. Потом началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, многие не вернулись с войны, в селах был траур, и обряд остался в прошлом. После на смену ему пришел другой обычай. С раннего утра молодые горняки спешат к роднику за водой. По дороге домой обмениваются последними новостями. В это время на годекане уже собираются молодые горцы. По селу уже идет слух, что у одной из девушек собираются на «гвай». Девушки поют, чистят кукурузу, делают пряжу из шерсти, загадывают и разгадывают загадки, на огне варится сушеное мясо.

В Ахвахском районе есть старинный обряд «Выбор жениха». Девушке разрешалось самой выбрать себе суженого после сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая»

По дороге к дому девушки, парни громко пели и играли на музыкальных инструментах. Подойдя к дому, молодые люди по очереди забрасывали папахи в окно. Папаху дорогого сердцу человека девушка оставляла у себя, а остальные вылетали обратно в окно. Слух о выборе невесты быстро расходился по селу, и свадьбу традиционно играли поздней осенью, после сбора урожая и завершения всех полевых работ.

Это сегодня никто из городских и представления не имеет, что, кроме как приготовить первый послесвадебный хинкал для гостей, надо было еще и ходить к роднику за водой. В некоторых селах, несмотря на наличие воды в доме, все еще стараются придерживаться обычаев, потому что верят в тайные смыслы родникового ритуала.

У хунзахцев выход невесты к роднику – один из важных послесвадебных обрядов. Как пишет кандидат исторических наук Заира Алигаджиева, невеста в сопровождении нарядно одетых подруг и родственниц мужа под звуки зурны и барабана медленно направлялась к ближайшему источнику. Женщина впереди несла в руках поднос со сладостями и раздавала всем встречным. Новобрачная, наполнив кувшин водой, медленно возвращалась в дом мужа, и с этого момента ей разрешалось одной выходить из дома. У андалальцев до прихода невесты к роднику местная молодежь захватывала источник жизни и никого к нему не подпускала без выкупа. Откупались от захватчиков сладостями. А пока кувшин наполнялся водой, подружки осыпали невесту орехами, сахаром, монетами. По возвращении домой невеста первым делом подавала воду мужу, а после всем гостям. И только после этого обряда она имела право обращаться к родителям мужа, называя их «отцом» и «матерью».

«У чамалальцев после свадьбы обычно через неделю невесту выводят первый раз за водой к роднику. И ее сопровождают только самые близкие родственницы молодого мужа. Перед выходом к роднику она мазала свои щеки курдючным салом. При этом одна из родственниц держала над головой поднос со сладостями. Звучала музыка, пели песни и всем встречным раздавали сладости. У родника устраивали танцы. Затем самый близкий родственник жениха наполнял кувшин невесты водой или же она сама наполняла кувшины всех женщин, находившихся в ее свите. С этих пор молодая жена полностью включалась в домашнее хозяйство», – рассказывает Заира Алигаджиева.

Совсем нелегко приходилось невесте из Чародинского района. После выхода к роднику она в тот же день отправлялась на покосный участок, правда, в новом халате и с серпом и веревкой из разноцветных шерстяных нитей в руках, что заботливо уложила в приданое мама. Кто из девушек быстрее выкосит свой участок – той полагался приз – косынка или кусок ткани. Скошенную траву невеста стягивала той самой веревкой, взваливала стог на спину и несла домой.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

2
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

5
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

27
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...