Поэт тонких состояний человека
Фотографы говорят: удачный снимок – это когда на него смотришь более 5 минут и не надоедает. В этом случае можно сказать: фотограф достиг высокого художественного мастерства. На персональной выставке «Аутентика» Имама Гусейнова, состоявшейся в Центре этнической культуры в Махачкале, посетители нашли именно те снимки, на которые с удовольствием долго и завороженно могли смотреть и получать от созерцания удовольствие.
Это не первая «персоналка» Имама Гусейнова. Ранее всех поразила необычная по своей идее и наполнению фотовыставка «Детский сад», которая запечатлела саму детскую непринуждённость. Она была дебютной выставкой автора, позволившей отметить важную особенность стиля работы фотографа – он не вторгается в пространство своего героя, «не строит» его, как выигрышно для кадра, а как бы незаметно подглядывает и успевает выхватить все самое ценное.
Посетив выставку «Аутентика», можно сказать: выбранному однажды стилю работы Имам следует и по сей день. В фотопроект вошло более 40 работ. Важная особенность выставки – цельность и выдержанность её концепции. Именно благодаря этому свойству в зале не было ни одной лишней фотографии. Снимки настолько яркие, «живые», в каждом так здорово уловлен момент, что кажется – зурнач из Цовкра вот-вот наполнит своими мелодиями зал, увлекательный разговор бабушек на скамеечке невольно дойдёт и до наших ушей, балхарки в колоритных национальных костюмах вовлекут всех присутствующих в неторопливый и степенный ритм национального танца, а старые двери в заброшенных горных селениях вдруг разом откроются и явят всем сокрытые за ними тайны.
Хороши и портретные работы Имама. Вот испещрённое морщинами лицо женщины, отстукивающей ритм на бубне. В её глазах столько добра, жизненной мудрости, теплоты, что, глядя на фото, можно получить необычайный заряд позитива. Чуть поодаль – фотография балхарки, сосредоточенно лепящей глиняный кувшин. А вот смотрящая исподлобья маленькая девочка в национальном костюме. Она будто чем-то обижена, или её смутил неожиданный щелчок фотоаппарата, или… Продолжать ряд предположений можно долго, и замечательно, что автору удалось достичь этого.
У каждого посетившего выставку осталось своё «послевкусие». Некоторые из них поделились с нами своими впечатлениями.
— Много лет каждый день Имам снимает город, людей вокруг себя, мир, деля его на фрагменты. Он не вторгается в реальность, не переделывает её под себя, не разрушает, не украшает. В концепции этой выставки фотограф представляет аутентику на стыке современного прочтения. Вопросы аутентичности и идентичности интересуют и увлекают фотохудожника, – сказала директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.
Журналист Светлана Анохина: «Работы Имама – это всегда, во-первых, высокое качество, а во-вторых, хорошо прочувствованный кадр. Он поэт тонких человеческих состояний, который хорошо чувствует детали, улавливает важные нюансы. На выставке эта важная особенность творчества Имама наиболее ярко проявилась в его работах, на которых изображены старые, не похожие друг на друга, порой перекошенные двери домов в горных селениях».
Кроме эстетического удовольствия, работы художника наводят на довольно печальную мысль: наша культура, столь богатая по своему наполнению и колориту, под напором глобализации начинает стушевываться. Может, поэтому на фото так печально прижимаются к земле заброшенные домишки в селениях, может, поэтому сгорбившаяся старушка в своём доме в горах одна… Художник обращается к зрителям с призывом оглянуться вокруг и не терять своей идентичности, своей уникальной культуры, завещанной нашими предками.