Купить PDF-версию
10:29 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
14:01 09.06.2017

«Похищенная душа» Магомед-Расула

«Вы хотите позвонить писателю Магомед-Расулу? - спрашивает меня знакомый. - Это не так-то легко сделать, даже если вам дадут его номер. Телефон он включает на несколько часов два раза в неделю - в среду и пятницу. Так он ограждает себя от излишней суеты. Наблюдать за окружающим миром, анализировать жизнь, переосмысливать и писать, писать, постоянно совершенствуясь, - вот приоритеты Расулова».

Однако я дозвонилась. И несмотря на то, что писатель старается не мелькать в СМИ, беседа наша все же состоялась. Начали с обсуждения его новой книги  «Похищенная душа», а дальше разговор потек сам собой…

«Похищенная душа» — это повесть, каждая глава которой читается как отдельный рассказ, со своей фабулой и сюжетом. Но это композиционное решение автора. А какие же идеи лежат в основе произведения в целом? В аннотации Магомед-Расул пишет, что  хотел затронуть проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современном обществе. Анализирует писатель эту проблему на страницах своей повести через образы юных девушек Култум, ее подруг Манарши и Анфисы. При этом образ Култум — девушки-горянки — стоит особняком. Ее устами на страницах книги говорит сам писатель. Через ее духовные скитания, разочарования, житейские и любовные трагедии он показывает, как страдает душа, стремящаяся к идеалу.

Повесть автор писал  пять лет. Каждую главу переписывал от руки  не менее пяти-шести раз. Различные рукописные варианты хранятся в его личном архиве. Что-то вскоре ляжет в основу других произведений, а что-то так и останется частью личной истории.

— На  эту повесть натолкнула сама жизнь, — рассказывает Магомед-Расул. — Я себя не вымучивал. Все, что там описано, наблюдал вокруг себя многие годы. Свои мысли  фиксировал в записных книжках. Их у меня сотни. Веду их постоянно со времен студенчества. И вот более пяти лет назад я взялся за эту повесть. Что же я хотел сказать? То же, что и постоянно так или иначе затрагиваю в своих произведениях — родители перестали воспитывать своих детей. Они их лишь финансируют. В итоге все одеты, обуты, но ограничены в образовательном плане, нет никакого стремления к саморазвитию, людям чужды такие важные человеческие качества, как доброта, сострадание, порядочность. Я ни в коем разе никого не обвиняю. Увы, ритм  жизни такой, что  все сложнее найти время на себя, на близких, на своих детей. В этом смысле жители наших аулов в более выгодном положении. Их жизнь размеренная, и есть возможность следить за тем, чем занят твой ребенок. Кроме того, в селе почти все друг другу родственники и не остаются безучастными, если видят, допустим, что кто-то из детей ведет себя неправильно.

— Значит ли это, что надо воспитывать детей в аулах, ограждая от города?

— Нет, конечно же. Я лишь говорю, что там родителям легче найти время на своего ребенка. Все друг у друга на виду. Главное, что  хочу сказать, — не отдавайте своих детей Интернету и гаджетам. Им нужны родительское тепло, участие, забота.

— В повести много страниц  о животных, о природе.

—  Я хотел показать, что человек тогда лишь гармонично развивается, когда у него есть единение с природой. Мы привыкли, что мы — хозяева жизни. Цветущая акация, благоухающая роза, воробьи, снующие с ветки на ветку, кошка, крадущаяся за своей добычей… все это воспринимается нами как антураж, окружающий нашу жизнь. А это свой уникальный мир, в котором нет зависти, подлости – низменных человеческих проявлений. Природа учит нас прекрасному. Главное — внимать ее мудрости.

— Вы писали повесть пять лет. Когда закончили, у вас  не было чувства опустошения?

— Нет, наоборот, я радуюсь, что сделал большой труд и могу спокойно вздохнуть. Все эти пять лет я кропотливо день за днем исписывал страницу за страницей. Каждый раз, находя нужное слово, нужный стилистический оборот, меняя и совершенствуя ранее написанное, я получал наслаждение и удовольствие от того, что нашел более совершенную форму, выражающую мою мысль. Теперь это позади. Я рад, что наконец закончил книгу. Скажу по секрету – больше не стану писать такие объемные вещи – тяжело очень. Но я немного отдохнул и снова взялся за работу.  Записные книжки всегда со мной, и жизнь подсказывает все новые сюжеты. Жизнь многогранна. Важна каждая мелочь. К примеру, сейчас я пишу повесть «Новенькая». Натолкнула на эту работу такая история. Я ехал домой в маршрутке. Напротив меня села молодая женщина. Глаз сразу обратил внимание на ее добрую улыбку. А когда она заговорила с соседкой,  ее знакомой, я невольно подслушал их беседу. Девушка работала медсестрой в больнице. Она мне очень запомнилась. И вот я представил, как она себя ведет на работе. Та, которая лечит словом — вот именно так мне виделся ее образ. Оттолкнувшись от этого, я начал новую повесть.

— Вы пишите постоянно. Но ведь наверняка находите время и для чтения. Что предпочитаете — классику или есть любимые современные авторы тоже?

— Скорее классику. Нет, я отнюдь не ретроград. С радостью готов почитать своих современников. Но, увы, сегодня вокруг слишком много беллетристики и практически нет авторов, чьи произведения я б читал, вооружившись карандашом и блокнотом, выписывая цитаты. А вот когда я читаю любимых  Толстого, Пушкина,  Лермонтова, классиков дагестанской литературы Расула Гамзатова, Эффенди Капиева, то страницы записных книжек заполняются мыслями, которые я потом с удовольствием перечитываю… Удивительно, но каждый раз в произведениях этих авторов  открываю все новые и новые смысловые пласты для себя. Такой литературы, увы, нет ныне. Или может я чего-то не замечаю? (смеется).

—  Не заметить хорошую литературу сегодня вполне возможно, ведь выпускается очень много книг порой совсем бесталанных авторов.

 — Стоящий автор рано или поздно будет на слуху. Настоящий талант вряд ли утонет в хаосе псевдолитературы.  А насчет того, что сегодня наблюдается засилье низкосортной литературы, то это, безусловно, так. Каждый мнит себя «великим» поэтом или писателем. Каждый умеющий связать толково несколько предложений спешит выпустить свою книгу. Когда люди, далекие от литературных канонов, берутся за поэтические сборники, рассказы, повести и целые романы, бывает весьма и весьма печально. Это ж никто не прочтет. Ни в чьих душах сие бумагомарательство не откликнется. Ненужная трата времени и денег. Лучше бы пустили эти финансы на благотворительность.

— Вы живой классик и можете сравнить дагестанскую литературу прошлых лет и современную. В чем отличия?

— Я и близко не подхожу к классикам, я лишь живу образами классической литературы. А в чем разница между прошлым и настоящим? В том, что раньше наш поэтический и писательский олимп прославляли не просто талантливые литераторы, а личности, люди с большой буквы, которые были в непрерывном поиске себя, поиске истины, постоянно работали над собой. Они не жили лишь в замкнутом мире своих литературных образов. Зависть, конечно, свойственна всем творческим людям, но она никогда не мешала коллегам по цеху найти друг для друга доброе слово, дать совет. Расскажу один интересный и показательный случай. Однажды Расул Гамзатович, вернувшись из командировки из Москвы, собрал всех у себя в кабинете и  говорит: «Заглянул в журнал «Юность», а там к публикации повесть одного из наших писателей. Вот такие у нас нынче нравы – пишут и даже со старшими коллегами не поделятся своими задумками. Мы ж не враги друг другу. Зачем, Магомед-Расул, скрыл?» Я растерялся и отвечаю: «Да постеснялся я как-то лишний раз вас тревожить». «Ну и стесняйся дальше, — ответил мне Расул. — Я отозвал твою публикацию в журнале, сказав, что повесть никуда не годится, да и автор дрянной человек». Как оказалось, это была одна из его шуток. Повесть «Дикарка» не просто вышла в журнале, а была опубликована, сопровождаемая очень теплым и  обстоятельным предисловием от Расула Гамзатова.

Расул Гамзатов, Юсуп Хаппалаев, Хизгил Авшалумов, Ахмедхан Абу-Бакар… — каждый из них был уникален и неповторим по-своему. Искрометный ум, аристократизм духа, непоколебимая порядочность… – качества, которые, увы, сейчас мало кому из наших современных авторов-литераторов свойственны. Поэтому сегодня я скучаю по прошлому, по этим замечательным людям.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

11
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

58
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

39
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

22
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...